Журналист Михаил Егиков: вызов Саакашвили на допрос связан с выборами, в Тбилиси хотят показать, что это была «власть убийц»

23/03/2014 - 18:20 (по МСК) Павел Лобков

Экс-президент Грузии, которого вызвали в прокуратуру по делу о загадочной смерти в 2005 году бывшего премьера Зураба Жвания, отказался ехать на родину, мотивируя это политическими преследованиями. Наследие правления Саакашвили сейчас активно пересматривается пришедшей к власти в 2012 году коалицией «Грузинская мечта», и во властных структурах растет убежденность в том, что Жвания не умер от отравления угарным газом, а был убит. В среду, 19 марта, в интернете появились фотографии трупа Жвания, на которых можно разглядеть разного вида телесные повреждения, за чем и последовал вызов Саакашвили на допрос. На связи со студией ДОЖДЯ журналист радиостанции «Эхо Кавказа» Михаил Егиков.

Лобков: Насколько дело об убийстве Зураба Жвания в 2005 году может стать ключевым для формирования отношения новой власти к Михаилу Саакашвили и к тому, что Саакашвили делал на протяжении всего президентского срока? Насколько это серьезная вещь?

Егиков: К делу Жвания можно относиться двояко. Почему-то всегда оно всплывает перед выборами. Так было перед парламентскими, президентскими, сейчас грядут местные выбора. Конечно же, напрямую это связано с Михаилом Саакашвили, причем не только в «Грузинской мечте», а многие люди убеждены в том, что он напрямую в этом замешан и лично он отдавал распоряжение, чтобы ликвидировать экс-премьер-министра. Связь прямая.

Лобков: Сегодня информационное агентство сообщает, что под стражу взят бывший охранник Саакашвили и патологоанатом, который расследовал это убийство и, по предположению нынешних властей, скрыл телесные повреждения, которые были у Зураба Жвания, тем самым сработал на версию об отравлении угарным газом и помог скрыть улики.

Егиков: Такого масштаба были только разговоры. Вспомним период перед прошлогодними президентскими выборами. Все было на уровне разговоров. Брат Зураба Жвания, депутат «Грузинской мечты», говорил, что скоро все будет раскрыто и скоро все узнают, что они убийцы. А то, что произошло вчера, когда задержали этого патологоанатома, это произошло в 12 часов ночи, был созван брифинг, им предъявили обвинение в халатности. А сегодня их уже предварительно задержали – его и члена службы безопасности Зураба Жвания. На такие действия еще не переходили нынешние власти. Складывается такое впечатление, что нет цели выявить конкретного заказчика и исполнителя, если это было убийство. Складывается ощущение, что это дело периодически ворошат, чтобы напомнить народу о том, что предыдущая власть состояла из убийц. Есть даже мнение, что нынешняя и предыдущая власть в сговоре касательно этого дела. Версий уйма.

Лобков: Можно ли ожидать еще других важных ревизий наследия Саакашвили? Все началось с тюремного дела, с дискредитации его тюремной, пенитенциарной системы. Можно ли ожидать попытки переосмыслить инвестиционные программы в Батуми, строительство правительственных зданий? Есть ли атака на Саакашвили по другим фронтам?

Егиков: Конечно, в заявлении прокуратуры, которое объясняет вызов Саакашвили на допрос, фигурирует огромный ряд нашумевших дел. Здесь не только дело Жвания или дело Сандро Гиргвлиани, которое фигурирует как главное этого допроса. Там есть и экономические дела: растрата бюджетных средств, указаны даже цифры, и недвижимость Батуми, тбилисские объекты. Здесь дел просто не перечесть. Это все говорит о том, что, когда Саакашвили придет на допрос и с ним уже начнут говорить на судебном языке, это может затянуться очень надолго, как было в случае с мэром Тбилиси Гиги Угулава, которому было приписано очень много дел, и все эти допросы, вызов свидетелей идут бесконечно.

Лобков: Возможно ли, что его объявят в розыск через Интерпол, и тогда, учитывая дружественные отношения между западными правительствами и нынешним грузинским, им будет сложно отказать в выдаче Саакашвили?

Егиков: Да, есть такая версия. Я полагаю, что он все-таки явится в Грузию. Скрываться от своей родины в случае Михаила Саакашвили, который в Европе сейчас в связи с событиями на Украине, играет немаловажную роль, я не думаю, что он на это пойдет. Опять же здесь палка о двух концах. Если он приедет, здесь он может задержаться надолго.

Лобков: Реально боятся, что Саакашвили приедет и будет агитировать не за «Грузинскую мечту», то есть его боятся как действующего политика?

Егиков: Лично я не вижу Саакашвили как действующего политика, находясь на территории Грузии. Таких агитаций нынешняя власть, я не думаю, чтобы боялась. Это все предвыборная кампания, нужно раскопать старые, хорошо забытые дела и показать, что Саакашвили как лицо национального движения – убийца, бандит, и на выборах делайте вывод, за кого голосовать. Когда пройдут выборы, я полагаю, эта волна затихнет, и все опять забудут о тех нашумевших делах.

Фото: РИА Новости / Илья Питалев

Другие выпуски