Самый хипстерский налог года: что ждет вейперов с первого января

14/12/2016 - 23:47 (по МСК) Алексей Коростелев

С 1 января в России вырастут акцизы на табак и алкоголь, а также появится сбор с производителей электронных сигарет. Алексей Коростелев разобрался в самом хипстерском налоге и рассказывает, насколько дороже станет «парить».

Вейперы еще легко отделались. Например, депутат прошлого созыва, депутат от ЛДПР Максим Шингаркин, не избравшийся в нынешний созыв Госдумы, предлагал запретить «парить» в общественных местах. Вообще, вейпинг законодательно ограничивается во многих странах — и в США, и в Европе, и в Южной Корее — регионах, где электронные сигареты наиболее популярны. В тренд влились даже голливудские звезды. Например, Леонардо ДиКаприо, Джонни Депп и даже Снуп Дог.

Но во многом, именно ограничения парения снижают популярность электронных сигарет. Тут уже и звезды Голливуда не помогают. Газета The Wall Street Journal отмечает падение популярность именно вот таких устройств. В 2015 году рост продаж вапорайзеров так называемых упал до 57 процентов по всему миру. Хотя предыдущие годы индустрия стабильно росла в два раза в год.

Что же касается России, то мы в десятке стран, в который вейпинг пользуется наибольшой популярностью, правда, на рынок мы зашли позже всех — тренды с Запада доходят до нас не быстро.  Но исследования аналитиков Ernst & Young показывают, что Россия находится в общем тренде падения роста индустрии, при этом во всем мире, как и в России, продажи увеличиваются. Причем у нас, импортозамещение в вейпинге работает лучше, чем во многих других отраслях

Александр Васильев, основатель движения вейперов Vaperussia: Стоит несколько раз дешевле. Для примера, российская жидкость стоит от 200 до 400, грубо говоря, от 200 рублей, Америка какая-нибудь начинается от 1,5 тысяч. Соответственно, сейчас на российском рынке доминируют российские компании — Atmose, Urban. Это основные игроки. Девайсы, в основном, производятся в Китае. Ватка и проволока могут быть российские, но если речь идет о каких-то сложных электронных платах, то это исключительно Китай и в редких случаях это Штаты.

Если же говорить об акцизе, который ждут электронные сигареты с 2017 года, то есть один момент: в законопроекте, который  уже находится в Совете Федерации,  то там, если прочитать, речь идет об одноразовых электронных сигаретах и, что важно, жидкостях для них.

Вот такими будут акцизы, если Совет Федерации и президент их одобрят. 40 рублей на одну одноразовую электронную сигарету плюс 10 рублей на миллилитр жидкости. До 2018 года акциз будет повышаться.

Александр Васильев, основатель движения вейперов Vaperussia: У нас на флакон получалось плюс 300 рублей акциза. Это безумие для жидкости, которая 250 рублей у нас стоит на полке. То есть она бы стала у нас 550. В широком смысле акциз нас пока что не касается, но если убрать одно слово — «одноразовый» — у нас весь рынок упадет.

Этот налог коснется, если верить формулировкам, только маленькие электронные сигареты, большие «моды» такие, какими пользуются самые опытные вейперы, облагаться акцизом не будут, а, соответственно, и жидкости к ним, так как они не одноразовые, тоже облагаться новым налогом не будут. Так что продвинутые вейперы пока что могут спать спокойно. Есть другой аспект, связанный с запретами, ограничениями и другими нападками на вейперов. Любым ограничением пользуются производители сигарет, которые потеряли часть рынка с приходом «модов» и испарителей.

Например, табачный гигант Philip Morris уже выпустил свой девайс — табачный испаритель iQOS. Это устройство с сигаретоподобной палочкой, которая содержит пропитанный глицерином табак. Устройство его испаряет, вы получаете обычный, точно такой же, как от сигареты, эффект. По сути, можно и простые сигареты покурить, дешевле даже выйдет — устройство стоит от 4 до 7 тысяч рублей.

Но думцы и для такого устройства вводят акциз — представители Philip Morris рассказали нам, что акциз вводится и для так называемых нагревателей табака. Тем не менее, и сигаретные гиганты пытаются быть модными и не давать всяким хипстерам и вейперам их обгонять в продажах. 

Фото: Jason Lee / Reuters

Другие выпуски