В годовщину Крещения Руси Украина, Россия и Белоруссия спорят, кто православнее

26/07/2013 - 17:59 (по МСК) Павел Лобков
Александр Лукашенко, возможно, не приедет на торжественные мероприятия в Киеве по случаю празднования 1025-летия крещение Руси. В МИДе Украины сообщили, что до сих пор не получили подтверждения от президента Белоруссии. Празднование в честь Крещения Руси начинаются в Киеве сегодня, 26 июля, и продлятся два дня. Тем временем, украинские власти делают заявления о значимости торжеств не для объединения славянских народов, а для своей, украинской государственности. Совсем другое отношение к крещению Руси в России. Владимир Путин, по мнению экспертов, предстает в качестве покровителя мирового православия, и, вероятно, итоги праздничных мероприятий его могут разочаровать, говорят религиоведы. 

Такого масштабного празднования дня Крещения Руси не было с советских времен, удивляются религиоведы. Тут и турне креста Андрея Первозванного по братским республикам, молебны на Северном полюсе, и встреча Владимира Путина с представителями православных церквей, и масштабные торжества в Киеве. Там ждали лидеров России, Украины и Белоруссии. Но сегодня стало известно, что Александр Лукашенко на празднование крещения Руси не торопится. По последним данным, в украинском МИДе не получили подтверждения от белорусского президента. Тем временем, президент Украины Виктор Янукович заявляет, что не допустит использования церквей некоторыми политическими силами в своих узких интересах. Он же накануне говорил, что принятие христианства имело «огромное цивилизационное значение для развития культуры и государственности Украины». Про Россию – ни слова.

Хотя и Россия на этот счет придерживается своего мнения. Православие – одна из основ российской нации, заявлял Владимир Путин. Который, кстати, и сам был «якобы крещен втайне от отца-коммуниста», как утверждает федеральное телевидение. Так почему же два государства пытаются сделать Крещение Руси своим праздником, а другое государство и вовсе, похоже, игнорирует?  У журналиста Максима Шевченко есть свое объяснение.

Максим Шевченко, журналист, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира: Каждый кесарь стремится к усилению своей власти. С точки зрения православия, это абсолютно нормально. У нас, православных, нет никакого Папы, нет единого первосвященника, который бы стоял над всеми церквями. Крещение Руси – общее принятие русскими князьями в едином пространстве, которое им подчинялось, византийского христианства православного – создало условия для развития православной цивилизации. Но внутри цивилизации есть разные государства, разные нации, разные народы. Государства создаются и падают, а церковь стояла и будет стоять выше государства, выше князей и выше нации.

Скорее всего, дело не в конкретных политических интересах каждого из трех лидеров, считает президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин. По его мнению, Украина и Белоруссия просто не готовы принять Владимира Путина в роли православного царя.

Роман Лункин, президент Гильдии экспертов по религии и праву: В Москве во время встречи президента Путина с православными иерархами фактически впервые после распада Российской империи глава российского государства стал покровителем не только русского, но и всемирного православия. Он говорил как человек, который покровительствует православию в разных регионах мира, в том числе на территории бывшего СССР, Ближнего Востока… А вот здесь возникают политические проблемы.  Если на территории России при Владимире Путине согласны использовать православие в качестве такой ведущей идеологической силы, а Путин выступает в качестве православного царя, то в других государствах это вызывает трудности и сложности

Так что, похоже, России ничего не остается делать, как создавать «духовные скрепы» на своей территории. 
Другие выпуски