«Кошмарный сон Генштаба»: военный эксперт оценил возможность войны с Украиной после слов Путина о «красной линии»

30/11/2021 - 21:16 (по МСК) Владимир Роменский

Где она — та самая «красная линия» в отношениях с Киевом? Владимир Путин на форуме «Россия зовет» ответил на вопросы инвесторов о возможном вторжении на территорию Украины. Ранее о такой вероятности сообщали западные СМИ со ссылкой на источники в американской разведке.

Президент отметил, что о возможном вводе войск говорили еще в начале года, во время учений «Запад‑21», но этого не произошло. Путин также раскритиковал размещение систем ПРО рядом с российской границей и осудил учения, в том числе недавние, когда над Черным морем летали стратегические бомбардировщики. «Дело не в том, чтобы вводить войска-не вводить, воевать-не воевать, а дело в том, чтобы наладить отношения», — подчеркнул Путин.

Не исключают, что — цитата — «киевский режим сорвется на военную авантюру» и в российском МИДе. По словам главы внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова, «Запад давно, не первый год, провоцирует Украину, и не только Украину, на антироссийские действия. США со всех сторон обложили Россию военными базами и нагнетают военную истерию у границ». Обсудили ситуацию с военным обозревателем и заместителем генерального директора «Новой Газеты» Валерием Ширяевым:

Валерий, что вам показалось главным из сегодняшних заявлений Владимира Путина и Сергея Лаврова?

А ничего, потому что я бы не назвал сегодняшнее выступление Путина выступлением, посвященным отношениям там с Украиной или военно-политической ситуации вокруг Украины, как раз таки об этом он сказал так, не на первом месте стояло. Он последовательно изложил набор тезисов, которые он в разных вариантах излагает последние лет десять, ну и ракетой, конечно, похвастался гиперзвуковой «Циркон».

Кстати, ракета действительно замечательная, и на Западе такой действительно нет. Это повод для гордости для всего военно-промышленного комплекса России, наших инженеров. Но только вопрос на засыпку — сколько она стоит?

А вообще просто Путин еще раз, в очередной раз сказал, что для нас неприемлемо было приближение к нам, к нашим границам НАТО, его военной инфраструктуры, и для нас неприемлемым будет в будущем прием в НАТО, и Грузия тут также упоминается во всех документах НАТО, в последнем документе они тоже упоминали, Грузия упоминалась вместе с Украиной, размещение инфраструктуры НАТО на Украине.

Но если исходить из логики Путина и его окружения из Совета безопасности, то действительно, это возможно, потому что, конечно, когда Ельцин был президентом, никто и не предполагал поначалу, что, допустим, крупнейшая военно-морская база в Приекуле , которая целую дивизию способна вмещать, станет базой НАТО. Но только я хочу заметить, что эта база в Приекуле, на ней базировалось четыре Phantom F-4, устаревших самолета, которые до середины двухтысячных годов патрулировали всю Прибалтику. Вот это и была инфраструктура на всю Прибалтику, понимаете, четыре самолета устаревших.

А сейчас Приекуле забита самой современной техникой натовской почему, потому что произошло вот это взаимное обострение, оно началось с 2007 года, это был ряд последовательных шагов. Соединенные Штаты, кстати, сыграли в них очень плохую роль, потому что они первыми выходили из всех договоров, которые обеспечивали мирное сосуществование во времена Советского Союза. И действительно, Россия отвечала им.

Поэтому, с точки зрения Путина, да, действительно Украина в НАТО это возможно в будущем, и натовские вооружения на Украине тоже возможны, значит, мы этого не допустим. А как не допустим? Военными средствами, конечно, никаких других способов нет. Возможности вторгнуться в Украину сейчас у Путина нет, это я сразу говорю, никакой войны не будет, и это все действительно такая яркая, большая и сильная пропагандистская кампания вокруг военного вторжения российских войск на Украину в январе месяце, прямо даже точно месяц указали.

Это не соответствует никаким представлениям военных о том, как подготавливается война, это всё было заложено туда изначально в докладе, который озвучил Буданов, начальник украинского Управления разведки вооруженных сил Украины в интервью американским журналистам. Но очень по большому счету, конечно же, для того, чтобы развернуть такие планы, такую армию, для вторжения которой вот в этих украинских планах нарисована, ста тысяч не хватает.

А самом деле главное другое, для того, чтобы развернуть, начать это вторжение, на сто тысяч передовых войск, которые должны собственно воевать, а это контрактники, должны быть развернуты дополнительно еще двести тысяч в тылу, это обеспечение. И как это бывает, вы можете все просто посмотреть, загуглить в поиске, например там, «Буря в пустыне», как это делалось, у американцев на боевые части обеспечения в три раза больше было войск обеспечения.

Вот примерно такие гигантские армады должны развернуться в России, триста тысяч минимум должно быть развернуто войск, и скрыть это невозможно ни от какой разведки, невозможно. Поэтому все приготовления к истинному вторжению такого масштаба, которое нарисовали украинские разведчики американским журналистам, скрыть невозможно. Это все-таки в очень значительной степени искусственно созданная угроза, так скажем.

Но Путин ведь не об этом говорил. Путин говорил о том, что он хочет оставить все, как есть, вот ничего не трогайте. Сейчас не надо развития, не надо Украину брать в НАТО, не надо Грузию брать в НАТО, оставьте хотя бы вот в таком виде, в котором сейчас есть. Но упомянул, конечно, все эти шаги, которые американцы недавно, как известно, произвели, в том числе учения в Черном море незапланированные, со стратегическими бомбардировщиками, вскрытие нашей оборонной структуры противовоздушной, противоракетной обороны в Крыму и на Кавказе. Это действительно подготовка планов к будущей войне происходила с помощью штабного корабля Шестого флота Mount Whitney, все это было.

Но все-таки не Украина для Путина главное, для него главное все-таки НАТО. А Украина, ну это кошмарный сон, кошмарный сон нашего Генерального штаба, потому что, конечно, завоевать такую страну, ну просто победить ее военном смысле, может быть, и можно, с применением самых современных средств, но на неделю, от силы. Дальше начнется, всё рухнет и все покатится назад, начнется партизанское движение, удержать такие территории нереально. И всё это кончится просто политическим фиаско, как у Саакашвили, который начал, не подумав, атаку на контингент российских миротворцев с тем, чтобы быстро захватить Цхинвали, но при этом он не взорвал Рокский тоннель…

Валерий, мне кажется, что вы рассуждаете практически о том, чтобы российские танки вошли в сам Киев, о таком варианте говорите, приводите число и говорите о контингенте в триста тысяч. Но вот порядка ста тысяч, треть, уже находится у украинской границы.

Вы уже сами вспоминали Грузию, события 2008 года, и ведь тогда, перед операцией по принуждению к миру, была очень похожая, как замечают некоторые, ситуация, проводят параллели с нынешним состоянием дел, и опять же говорят о некой военной авантюре со стороны Киева.

Вот какие действия может Кремль расценить как подобную агрессию?

Вы знаете, мы все были свидетелями за последние тридцать лет неадекватных политических решений. Ведь сразу скажу, что военные не принимают решений на вторжение и на войну, все-таки это решение принимают политики, то есть люди гражданские. Военные могут настоять, могут советовать там, тоже быть неадекватными, но главная вина все-таки на политическом руководстве, когда начинается война.

Так вот за последние тридцать лет мы неоднократно видели, когда и демократически избранные руководители какой-либо страны, и автократы, и неадекватные совершенно диктаторы начинали войну в условиях, которые они видели совершенно по-другому, то есть они не понимали истинного соотношения сил и так далее, то есть неадекватная оценка ситуации. Мы можем вспомнить там Саддама Хусейна, который захватил ни с того, ни с сего маленького южного соседа и на свою голову вызвал гигантское возмездие, и так далее, очень много таких примеров.

Неадекватность политиков в наше время — это, вообще-то говоря, нередкое явление. Я не про Саакашвили даже сейчас говорю. Насколько был адекватен Путин и его окружение, когда они приняли решение на отторжение Крыма и вмешались в гражданский конфликт на востоке Украины всеми силами, я тоже не могу сказать. По-моему, это очень нервное, быстрое и не очень адекватное решение было, оно было в цейтноте принято, понимаете.

Вот сейчас предположить какие-то действия украинского руководства, которые спровоцируют вот такое решение, я не могу, я не представляю, что это может быть. Потому что на Украине сейчас нет революционной ситуации, там нет никакой опасности вооруженного переворота, идет рутинный политический процесс, абсолютно такой мирный, спокойный. И в этом процессе все решения все-таки принимаются, такие глобальные…

И тем не менее, Владимир Путин сегодня, в том числе, также упоминал о том, как страдают жители Донецкой и Луганской народных республик, непризнанных, конечно.

И может быть, Кремль захочет как-то «помочь» им в этой непростой ситуации при каких-то обстоятельствах, вы такую возможность допускаете? Может быть, танки будут не в Киеве, но тем не менее, какую-то помощь окажут именно представителям «русского мира» в этих регионах?

Ну вот почему российское командование и российские советники, которые были делегированы на Донбасс в 2014-2015 годах, половину этих самостийных партизанских командиров ДНР и ЛНР перестреляли, а половину загнали, пинками буквально, вместе со своими отрядами, вот в эти самые два корпуса, Первый и Второй корпуса ДНР и ЛНР, создали там армию? Потому что армия, она все-таки управляется, в отличие от партизанских отрядов.

Это кошмарный сон на самом деле администрации президента Путина — неуправляемый конфликт на Донбассе, который возникает из-за каких-то самостийных действий какого-то партизанского командира, и как пожар лесной, за несколько суток распространяется по всей линии фронта, они этого очень боятся. Поэтому какую-то управляемость они так хорошую военную наладили, и они не позволят, так сказать, этой вспышке.

С той стороны, украинская армия, 90 тысяч человек, там 92, по-моему, батальонных тактических группы, совершенно достаточно современная армия, многое повидавшая уже, совсем не та, которая была под Дебальцево.

И вот такие самостийные, незапланированные какие-то с обеих сторон шаги, обстрелы и так далее, они возможны, но они вот буквально на тактическом уровне. Когда только это заходит за уровень батальона, это все сразу пресекается верховным командованием с обеих сторон.

И в Кремле, кстати, за этим следят не меньше. Думаете, они обрадуются, что будут вынуждены начать войну из-за того, что какой-то там местный сумасшедший решил украинцам отомстить? Нет, конечно.

Спасибо большое.

А в самой Украине перестановки. Вчера стало известно, что президент Владимир Зеленский уволил начальника Департамента контрразведки службы безопасности Украины генерал-майора Александра Руснака, при этом причина увольнения в указе президента не уточняется.

В последние дни глава Украины часто становится источником новостей, так в прошлую пятницу он дал пресс-конференцию, на которой, помимо прочего, заявил, что 1 декабря в стране может произойти госпереворот. По его словам, к готовящемуся захвату власти может быть причастен украинский бизнесмен Ринат Ахметов, якобы он уже выделил миллиарды долларов на эти цели.

На этом фоне в стране продолжается еще один скандал, оппозиция грозит президенту новым Майданом и требует отставки со своего поста руководителя аппарата Зеленского, Андрея Ермака. Причина — обвинения в адрес соратника президента в госизмене на фоне информации о срыве операции по задержанию 33 трех российских наемников в Минске, так называемого «вагнергейта».

Фото: kremlin.ru

Другие выпуски