Цукасов: "Все лето будет нехватка топлива"

Топливный кризис и рост цен на бензин обсуждаем с директором Русского топливного агентства Сергеем Цукасовым.

Казнин: Дело же, наверное, не в Петербурге. Было там это или нет, это частность. В других регионах, уже совершенно точно известно, цены поднимались до 50 рублей, а то и до 70 рублей за литр. Будет продолжаться кризис, ведь сейчас говорят о волнах бензинового кризиса. Закончилась одна – начинается вторая.

Цукасов: В каждом регионе, конечно, свои особенности. Но в целом экономические условия по сравнению с апрелем в мае не очень изменились – фактически вся рыночная ситуация толкает бензин к удорожанию. А поскольку правительство предпринимает меры, чтобы этого не происходило, значит, топливо оказывается в дефиците. Что касается Петербурга, то там регион несколько особенный. Он, в основном, снабжается Сургутнефтегазом и Киришским заводом. Долгое время они держали цены относительно низкие до того, что тогда стали трейдеры приезжать и скупать бензин из других регионов. Обычно такого не происходило с точки зрения логистики. И вот местные продавцы горючего столкнулись с тем, что весь продукт увезли, его нет, соответственно возник тот самый дефицит. По высоким ценам они закупать у своего предприятия не хотели, его купили сторонние коммерсанты. В целом, наверное, только Москву можно назвать каким-то таким островком, поскольку тут очень разветвлена сеть АЗС сбытовых организаций нефтяных компаний. Они сделали все, чтобы продукт был на их заправках, чего не скажешь о регионах, где существенную долю играют независимые сети, они сейчас в тяжелом положении. Они терпели неделю, две, месяц. Сейчас конца-края не видно этой ситуации, поэтому фактически они все это время торгуют в убыток. Бесконечно так продолжаться не может. Уже есть сигналы из регионов, и они достаточно неутешительны с точки зрения малого и среднего бизнеса в сфере нефтепродуктообеспечения.

Малыхина: А такой среднемесячный прогноз можно? Ваше видение, как будет развиваться ситуация и какие будут цены?

Цукасов: Достаточно существенный дефицит у нас образовался в связи с переходом на регламент с выпуском топлива классом не ниже 3-го, дефицит бензина в стране образовался 92-й и 95-й марки, поэтому в нынешних условиях преодолеть его быстро не получится. Я думаю, что все лето мы будем сталкиваться с нехваткой топлива на фоне того, что автопарк постоянно растет, тем более, сейчас лето, сезон перевозок. Просто продукта этого качества, производимого в стране, не хватает. Продукт качеством ниже, его продавать на наших заправках нельзя, точнее, производить нельзя. Продаваться он, к сожалению, продается. Сейчас махровым цветом расцвела практика реализации бензина подпольного, самодельного, в том числе на брендовых АЗС. Такое наблюдается сплошь и рядом.

Малыхина: Даже так? То есть нужно быть аккуратным даже на брендовых заправках?

Цукасов: Совершенно верно. Вы никогда не сможете совершенно точно определить и установить, в данный момент в ваш бак заливается бензин производства нефтеперерабатывающего завода или сделанный в другом месте.

Иванов: Речь идет о самоварах? Чеченский бензин, условно говоря? Или это просто 80-й с помощью присадок, как в 90-е, доводят до 92-го, 95-го?

Цукасов: По сравнению с 90-ми технология существенно изменилась, сделала шаг вперед. Независимые, назовем их так, производители научились делать достаточно качественный продукт. В том числе, и на брендовых АЗС существует входной контроль топлива, они его успешно проходят. Весь вопрос в нюансах. То самое топливо стандартном не ниже евро-3 на какие-то небольшие параметры, на которые закрывают глаза, отличается от топлива, производимого на НПЗ. Соответственно используется не только 80-й, бензин газовый стабильный, прямогонный бензин – эти продукты, которые после простой перегонки, получается, пользуются большим спросом в настоящее время.

Иванов: Сейчас формируется такая сеть подпольных небольших НПЗ?

Цукасов: Нельзя сказать, что сейчас формируется, сейчас она испытывает период бурного цветения и т.д.

Иванов: А где они расположены географически?

Малыхина: Ты интересуешься, куда ехать заправляться?

Цукасов: Фактически они расположены везде. На востоке много находится, поскольку там предприятия, которые много производят продукции этой простейшей, первых фракций. В средней полосе России, Подмосковье можно встретить, честно говоря. Не владею точными координатами. По крайней мере, в сфере торговли нефтепродуктами такие предложения сплошь и рядом поступают. Они находят своего потребителя.

Иванов: Какова доля этого прямогонного бензина, если говорить в процентах от всего 92-го, который продается.

Цукасов: Имеете в виду, какова доля контрафактного топлива? В прошлые годы приходились с сожалением констатировать, что, наверное, эта доля не менее 30%, в том числе и в регионах. Сейчас можно только фантазировать. Видимо, она имеет тенденцию к росту.

Также по теме
    Другие выпуски