Суд над участниками Манежки: потерпевшие из ОМОН не узнали нападавших

07/09/2011 - 19:39 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
В Тверском суде сегодня началось рассмотрение дела о погромах на Манежной площади. Адвокаты называют дело политическим.

На скамье подсудимых пятеро человек. Трое из них - члены незарегистрированной партии "Другая Россия". Их обвиняют в организации массовых беспорядков, применении насилии к представителям власти и националистических призывах. Адвокаты называют дело политическим. За судебным процессом следит наш корреспондент Илья Васюнин.

Васюнин: Руслан Хубаев, Игорь Березюк и Кирилл Унчук, участники «Другой России», еще двое – Леонид Панин, Александр Козевин вообще, кажется, попали просто под горячую руку. Они не похожи ни на активистов каких-то организаций, ни на фанатов. На Манежной они тоже были, но тоже, вероятно, случайно. Еще перед начала заседания журналисты спросили у Руслана Хубаева, дрался ли он с ОМОНом, был ли он на площади. Тот сказал: «Да, дрался, но в рамках примененного против нас насилия». Дело рассматривает тройка Тверского суда столицы. Председатель суда Игорь Алисов и судьи Александра Ковалевская, Алексей Криворучко – всем им был заявлен отвод. Александра Ковалевская выносила раньше решения по задержанным на Триумфальной, Игорь Алисов вроде как не давал знакомиться с материалами дела на предварительном этапе, Алексей Криворучко вообще фигурирует в «списке Магнитского». Впрочем, в отводе было отказано. Сегодня зачитали обвинительное заключение, в суд пришли потерпевшие, шестеро из 23-х - это ОМОНовцы. Выступил Виталий Афанасьев, ОМОНовец, рассказал, что милиция изначально не собиралась применять силу против толпы. Несколько волн было, которые попытались выйти на улицу Моховую. Первая волна была отбита без применения дубинок и каких-то других специальных средств. Уже вторая волна встретила сопротивление ОМОНа, ОМОН вынужден был встречать ее во всеоружии. Также Афанасьев заявил, что физически он не пострадал в результате беспорядков, но события нанесли ему моральный вред. И вот что интересно – о том, что он потерпевший по этому делу, он узнал, только когда пришел в прокуратуру, куда его вызвали только в этом году. Обвиняемые на заседании признались, что дрались с милиционерами, но многие признают свою вину частично. Не признают, например, националистические призывы. В обвинительном заключении, которое зачитал прокурор, перечислялись просто все эпизоды тех декабрьских событий на Манежке – избиение подростков, там часть была кавказских подростков, которая отдыхала на Манежной площади, потом столкновение с ОМОНом, елочные игрушки, которые летели в милиционеров, какие-то заграждения и т.д. Часто было непонятно, кому конкретно какой конкретно эпизод вменяют. В общем, адвокаты настроены достаточно скептически. Понятно, что дело серьезное, приговор, скорее всего, будет обвинительный. Мы помним, еще министр Нургалиев в самый день беспорядков сказал, что во всем виноваты леворадикалы. Какие-то предварительные оценки адвокаты дают достаточно сдержанно. Вот что говорит адвокат Игоря Березюка Дмитрий Аграновский.

Аграновский: Мне кажется, что методика была такая: отсмотрели видеозаписи, нашли знакомых, вот, пожалуйста, вот и Березюк. Он неоднократно принимал участие в других мероприятиях, вот он на видео есть, давайте его. Он признает, что у него был конфликт с сотрудником ОМОНа, это максимум тянет на 318-ю, первую, а у него 5 статей, да еще каких: и хулиганство, и призывы к массовым беспорядкам, и что уж совсем ни в какие ворота не лезет – призывы к разжиганию межнациональной розни. К «Другой России» можно относиться по-разному. Можно ее любить, не любить, но это не националисты. Я в самом начале просил дело вернуть прокурору, поскольку объем обвинений искусственно завышен, это приведет к затягиванию процесса, нарушению прав наших подзащитных. Дело – 20 томов, обвинительное заключение – 6 томов. Реально, я думаю, можно было бы оставить один том, 100 страниц обвинительного заключения, и до обеда дело рассмотреть.

Васюнин: Хочу добавить, что ни один из выступавших пока ОМОНовцев – заседание продолжается и в эти минуты – не узнал людей, которые находятся на скамье подсудимых.

Также по теме
    Другие выпуски