Столичная ФМС не боится роста числа преступлений среди мигрантов и выступает против виз

11/04/2013 - 21:14 (по МСК) Павел Лобков, Татьяна Арно
В Москве зафиксирован резкий рост преступности среди мигрантов. Об этом сегодня отчиталось столичное управление Федеральной миграционной службы. Казалось бы, такая статистика должна спровоцировать власти на срочные ответные меры.

Возможно, даже речь снова пойдет о введении визового режима со странами средней Азии.

Напомню, недавно мэр Москвы Сергей Собянин уже говорил о том, что визы помогут навести порядок в контроле за трудовыми мигрантами. Но ФМС утверждает, что дополнительные барьеры не нужны, достаточно добиться, чтобы иностранные граждане получили загранпаспорта. Почему чиновники опять заговорили о порядке въезда в Россию, и связано ли это с отменой виз в Европу для самих россиян, – выяснял Тимур Олевский.

Олевский: Статистика, согласно которой в Москве выросло количество преступлений, совершенных приезжими – на нее сегодня ссылалась глава столичного ФМС Ольга Кириллова – оказывается, появилась неслучайно. Больше всего новости от Федеральной миграционной службы напоминают о внутренних противоречиях между столичным правительством и руководством Федеральной миграционной службы. Судя по всему, речь идет о разных подходах к решению проблемы нелегалов. Рост преступлений имущественного характера, то есть краж, зафиксировали столичные полицейские. Я сам неоднократно был свидетелем полицейских облав на карманников и других мелких преступников возле столичной подземки, которые приехали из-за рубежа. Начались они с начала этого года, в них принимали участие даже сотрудники столичного ОМОНа. Вот и глава ФМС Москвы Ольга Кириллова подтверждает, что действительно количество преступлений стало больше, но ей кажется, что это потому, что стали лучше вести статистику и принимать заявления от граждан. Тем более, что в абсолютных цифрах все это выглядит вовсе не так устрашающе. Судите сами:  за те же три месяца прошлого года мигранты совершили 2,3 тыс. преступлений. А в этом году – 3,3 тыс. преступлений. Всего на тысячу больше, хотя рост 40% - это действительно много, но в рамках большого города  тысяча преступлений, согласитесь, капля в море. За это же время другие граждане совершили 40 тыс. преступлений, это по официальной статистике.

Правозащитники говорят, что преступность мигрантов – все же результат работы самих чиновников и последствия работы бизнесменов, с ними связанных.

Владимир Шапошников, член Совета по правам человека при президенте России: Они же приезжают сюда работать, и поэтому готовы пойти на все условия для того, чтобы получать свой труд средства. А для работодателя, конечно, это очень выгодно. И они в равном положении. Только и всего. Как и в системе ЖКХ: у предприятий, выигравших тендер на дворников, есть свои определенные расценки, а они организуют места, согласовывают с управами и так далее им предоставляют, где они будут размещать иностранцев. Мы смотрели, у многих даже паспортов нет, то есть просрочены визы. Целый ряд нарушений… И этих людей вывозят на автобусе, они выходят на наши улицы, они убирают, а про них никто не знает, их существования нет как такового. А как смотреть по сторонам? Кто сейчас проверяет строительную площадку? Там бытовой городок, в этом городке люди, у которых и паспортов вообще нет.

Столичный градоначальник считает, что решать проблему нужно кардинально. Сергей Собянин еще в конце марта предлагал ввести визовый режим со странами Средней Азии и сообщил, что, по его данным, в Москве работает до 200 тыс. нелегалов, половина от общего числа. Федеральная миграционная служба в свою очередь настаивает на том, чтобы разобраться, откуда взялись эти люди. Некоторые из них могут быть приезжими из московской области или просто натурализованными гражданами России. Мало ли, что у них на лице написано. Вместо виз там считают целесообразным установить новое правило пересечения границы: граждане стран СНГ просто должны иметь при себе загранпаспорта. Сейчас ведь это необязательно, они въезжают в Россию по внутренним паспортам, из-за этого и путаница появляется. А документы и для учета полезны. Тем более что печатать их, скорее всего, будут на том же российском Госзнаке.

Ввести визы, конечно, соблазнительно, ведь виза – это мощный рычаг экономического давления на власти соседних стран. Вспомните, когда в Таджикистане осудили и посадили в тюрьму российского летчика, Россия только чуть-чуть прикрыла свою границу, буквально – выслала несколько сотен гастарбайтеров на родину, примерно столько же не пустила в Россию. На этом политический кризис быстро благополучно разрешился, но ограничивать ввоз рабочих, видимо, все-таки никто не будет.

Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития: Визовый инструмент, как показывает практика, никогда не являлся инструментом для того, чтобы на территорию стран проникали  мигранты, тем более нелегально там работали. Возьмите США, которые наполнены миллионами мигрантов, которые там находятся, и вообще в нелегальном положении, тем более нелегально работают. Американцы вынуждены проводить регулярные миграционные амнистии. Возьмите страны Европы, которые страдают от того, что там накопилось довольно большое число людей, нелегально работающих, но это страны, в которых достаточно жесткий визовый режим. Обратите внимание, что жесткость визового режима – это просто жесткость в том, что должен собрать какие-то документы, заплатить какие-то деньги, но количество отказов близко к нулю. Если мы хотим избавиться вообще от трудовых мигрантов, давайте мы скажем: господа таджики, узбеки, киргизы, мы запрещаем вам въезжать на территорию РФ.

По оценкам столичных чиновников, за 10 лет из-за плохой демографии число трудоспособного населения сократится примерно на миллион человек. Кем-то их всех придется заменять.

Кстати, безвизовый въезд в Россию – камень преткновения с Евросоюзом. Без этих мер Еврокомиссия никогда не одобрит безвизовый въезд в ЕС для россиян. Правда, недавняя встреча председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу с президентом Владимиром Путиным дала понять, что скорого введения безвизового режима ждать не стоит, как бы Кремль этого не хотел. Из-за этого мифического желания устроить безвизовый въезд в ЕС вряд ли Российская Федерация откажется от практического решения проблемы отсутствия трудовых рук, которая сейчас решается за счет мигрантов из-за рубежа. 

Другие выпуски