SMS от ЦБ. Новый способ украсть деньги с кредитных карт

24/08/2012 - 15:45 (по МСК) Павел Лобков

Центробанк стал орудием мошенников. Сегодня регулятор распространил сообщение для граждан, в котором предупредил о злоумышленниках, рассылающих смс‑сообщения и электронные письма якобы от Банка России. В Центробанке заверили, что не имеют никакого отношения к подобным рассылкам.

Злоумышленники действовали по следующей схеме: сначала они отправляли по смс или электронной почте клиентам различных банков сообщение о том, что их пластиковые карты заблокированы. При этом получателей такого сообщения просили срочно перезвонить по указанному телефонному номеру, чтобы выяснить, что же произошло.

При этом клиент думает, что сообщение ему пришло не от кого-то, а от самого Центробанка. В подписи мошенники пишут вымышленные названия, которые у рядового обывателя вызывают прямые ассоциации с Центробанком: например, Служба безопасности Банка России, или латинскими буквами прописывают CentroBank.

Те, кто все-таки дозванивался по указанным номерам, встречаются с профессиональными уговорщиками. Мошенникам удавалось спокойно выяснить номера карт, объем средств на счетах, персональные данные и другую конфиденциальную информацию вплоть до PIN-кодов.

ЦБ советует всем, кто получил такие смс и письма сразу же обращаться в отделение своего банка.  Кредитные организации регулярно получают обращения от граждан, которых обманули подобным образом, говорит Сергей Коротков из «Ситибанка».

Коротков: Не могу сказать, что сейчас какое-то особое большое количество или вдруг увеличилось. В принципе, всегда три группы - это SMS, когда по электронной почте, либо по телефону. Но все три используют примерно один принцип, что надо срочно связаться по какому-то адресу и потом требуют вас что-то предоставить. Как правило, это какие-то персональные данные, они могут попросить у вас какие счета, иногда запрашивают, и так далее. SMS в данном случае - это наиболее распространенная, просто самая дешевая форма.

Человек растерявшийся на время отключает рациональное мышление. Именно на это мошенники и рассчитывают, добавляет Коротков. По его словам, солидный банк никогда не станет писать смс с незнакомых номеров. Как правило, смс рассылаются банком-эмитентом со стандартных номеров, которые заранее известны. А персональная информация уникальна –  TPIN, PIN и кодовые слова знает только человек. Персонал банка не в курсе этой информации и запрашивать ее не может.

Схема, используемая мошенниками, не уникальна. Так они действовали и раньше. Однако впервые сообщения рассылаются от имени Центрального Банка. Как правило,  смс приходили якобы из банка, карту которого использует жертва. 

Тем не менее, честное имя Банка России пару лет назад уже использовали преступники, промышляющие другим видом мошенничества. Звонившие предлагали гражданам (как правило, пенсионерам) компенсацию за ранее купленные лекарства. Представлялись при этом сотрудниками ЦБ, Минфина или Роспотребнадзора. Злоумышленники уверяли, что компенсация будет перечислена на счет в Сбербанке, но для этого необходимо оплатить госпошлину или налог. 
Также по теме
    Другие выпуски