В России хотят увеличить «страшные картинки» на пачках сигарет. Поможет ли это в борьбе с курением?

07/05/2021 - 02:22 (по МСК) Тихон Дзядко

Правительство снова обсуждает изменение дизайна пачек сигарет. Об этом говорится в опубликованном сегодня плане кабинета министров по борьбе с курением. В ближайшие годы с пачек могут исчезнуть красочные логотипы табачных производителей. Вообще вся упаковка табачной продукции будет унифицирована. А по меньшей мере 75% площади пачки будут занимать угрожающие картинки с изображением последствий употребления никотина. Гораздо более жесткие меры планируется применить к альтернативам курительного табака. Так, производство жевательного табака, или снюса, может быть полностью запрещено. Такая же судьба грозит и жидкостям для электронных сигарет. Помогут ли эти меры сократить 36-миллионную российскую армию курильщиков — обсудили с руководителем департамента по работе с госорганами «БАТ Россия» Олегом Барвиным.

«Обсуждение возможных направлений по уменьшению количества курильщиков — это не новая тема, она обсуждается каждый год. На наш взгляд, здесь как раз можно было бы обсуждать переключение курильщиков на новые виды никотиновой продукции. Есть достаточно научных данных, которые говорят о том, что эти новые виды никотиновой продукции связаны с меньшим риском для здоровья курильщиков, и в случае, если человек перестает курить и переходит на потребление вейпов, например, или продукции из нагреваемого табака — это помогает значительно снизить риски. Например, мы видим, что органы по здравоохранению Великобритании используют как раз такой подход и всячески поощряют курильщиков переключаться на новые виды никотиносодержащей продукции. На наш взгляд, именно это могло бы быть положено в основу государственной стратегии, которая могла бы привести в целом к снижению вреда от потребления табака. 

Есть примеры Великобритании, Австралии, Франции — где так называемые обезличенные пачки уже применяются на практике и мы видим, что после их вступления в силу не произошло сколько-нибудь заметного изменения тренда по сокращению количества курильщиков. То есть какого-то заметного, статистически видимого эффекта на отрасли в этих странах, связанных именно с этой мерой, мы не видим. Кроме того, необходимо учитывать, что, если упаковки выглядят похоже друг на друга, это во многом упрощает жизнь тем, кто делает сигареты подпольно и нелегально. Потому что сделать обезличенную упаковку на подпольной фабрике намного проще, чем сделать профессионально изготовленную красочную упаковку, на которой содержатся товарные знаки, которая также является объектом защиты с точки зрения интеллектуальных прав собственности. А в России проблема с нелегальной торговлей табачной продукцией достаточно большая, у нас около десяти процентов рынка сейчас — это как раз нелегальная торговля табачной продукцией, которая либо подпольно производится, либо завозится из ближайших стран без уплаты акциза на территорию России. Надо еще это иметь в виду, чтобы эта инициатива по обезличиванию упаковки не привела к негативным последствиям в виде увеличения нелегальной торговли. 

В целом мы видим стабильный тренд по снижению объема рынка. Не всегда это связано со снижением количества курильщиков. Во многом, как я сказал, объем легально произведенной табачной продукции снижается каждый год, и это связано частично именно с ростом нелегального рынка. То есть спрос во многом остается тем же, но удовлетворяется не только легальными производителями, но и тем, что можно найти на подпольном рынке. Кроме этого, мы заметили, что в последние годы формируется явный тренд и запрос со стороны потребителя на продукцию с меньшим риском для здоровья, поэтому, например, если мы смотрим на данные нашей компании, на динамику наших потребителей, мы видим, что все больше потребителей, которые вчера еще выбирали сигареты — сегодня выбирают продукцию из нагреваемого табака и за счет этого также происходит определенное сокращение количества курильщиков. Поэтому выделить влияние именно увеличенных картинок здесь представляется достаточно сложным, тем более, что в целом все потребители уже привыкли к этим картинкам и скорее нужно думать о том, как замотивировать курильщика отказаться от курения. Навряд ли увеличение картинки может как-то принципиально изменить его осведомленность о рисках. Потребители и так знают о рисках. Тот факт, что они выбирают для себя продукцию с потенциально меньшим риском — ту же продукцию из нагреваемого табака или электронные сигареты, говорит о том, что такой запрос у потребителя уже сейчас есть», — рассказал Барвин в интервью Дождю.

Фото: kristapsbx / Unsplash

Другие выпуски