РЖД отдают вокзалы. Достанутся ли они родственникам Якунина?

Здесь и сейчас
18 октября 2013
Поддержать программу
Поделиться

Комментарии

Скрыть
Госмонополия готова сдать частной компании на четверть века в аренду все свои вокзалы. От бизнеса потребуют самое малое – найти гигантские инвестиции в 20 млрд долларов и отдать контроль в будущем совместном предприятии.

Кого заинтересуют вокзалы, найдутся ли бизнесмены, готовые взять на себя такую работу – выяснял наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Сразу 323 железнодорожных вокзала достанутся в управление победителю открытого международного конкурса, который должен будет начаться до конца этого года и завершиться в будущем. Это все вокзалы, которые есть на сегодня в распоряжении Дирекции вокзалов РЖД. К ним относятся все вокзалы в городах с населением более 200 тысяч человек. Таким образом, если вычесть из этой цифры 13 вокзалов в двух столицах и по одному вокзалу в каждом областном центре (таковых 83) – получится, что 227 сдаваемых в аренду объектов расположены в небольших городах. Условий главных два. Первое: в совместном предприятии, которое будет создано по итогам конкурса, контроль будет принадлежать РЖД. Это довольно жесткое требование, но оно продиктовано тем, что по закону вокзал – это стратегический объект и он должен контролироваться властями. Второе – это инвестиции. Управляющий должен будет привлечь в развитие вокзалов 600 млрд рублей. Гигантская сумма. Впрочем, по всей видимости, она будет растянута на все 25 лет, что будет действовать контракт. В обмен на все это победитель получает право сдавать в аренду площади вокзала.

Дмитрий Писаренко, пресс-секретарь дирекции железнодорожных вокзалов ОАО РЖД: Активы вокзала – это его площадь, на которой размещаются арендаторы. Частный инвестор, более гибкий во взаимоотношениях с деловым сообществом, здесь схема проще – ему гораздо удобнее выстраивать отношения  в деловом сообществе и тем самым привлекать арендаторов в свою структуру.

В принципе идея очень здравая. Вокзал – это центр жизни во многих городах. С другой стороны, РЖД явно не удается ими грамотно управлять. Все-таки ведение арендного бизнеса – это явно не специализация железнодорожников. В итоге страдают все: РЖД недополучает прибыль, а пассажиры терпеть не могут вокзалы, где максимум, что с тобой может случится – это отравление чебуреком. Между тем, в Европе обычно вокзал вовсе не является тем рассадником криминала, грязи и карманников, каковыми часто считают станции у нас.  С точки зрения бизнеса, управление вокзалами может быть очень интересно. Особенно если учитывать, что во многих небольших городах вокзал находится в самом центре города, а торговых площадей в регионах зачастую не хватает.

Максим Жуликов, ведущий эксперт департамента коммерческой недвижимости Penny Lane Realty: Это совершенно невероятный пешеходный трафик, поэтому бизнес в любом случае на любом вокзале, его потенциал сопоставим со средних размеров торговым центром, причем ничего строить не нужно, нужно всего лишь ремонтировать, не нужно получать каких-то согласований на что-то невероятное. Изымай площади, делай там капсульные отели и получай с этого деньги. Вариантов использования масса.

С другой стороны, условия, которые выставляет РЖД, выглядят чересчур жесткими. В госмонополии особо отмечают, что готовы работать с одним партнером и не будут разделять все 323 вокзала на несколько частей. Между тем, найти компанию, готовую взяться сразу за такую огромную сеть, будет очень не просто.

Илья Кузнецов, замглавы отдела стратегического консалтинга Cushman&Wakefield: Вопрос, возьмут ли сразу все 323. Если сравнивать это, например, с какой-нибудь розничной сетью, 323 стандартных магазина – это уже очень крупная сеть, а с тремя сотнями арендных бизнеса, которые еще нужно создать, я не знаю в России компаний, которые способны одновременно вести такое количество проектов. Мне кажется, их нет.

Вообще РЖД очень давно пытается отдать на аутсорсинг различные виды своей деятельности. Совершенно правильная стратегия, однако реализовать ее никак не удается. Так, например, несколько лет назад, госмонополия пыталась построить централизованную систему питания сразу на всех 323 вокзалах и привлечь для создания этой сети профессиональных рестораторов. Ничего не получилось. Условия,  выставленные РЖД, были настолько невыгодными, что рестораторы, не видя хоть малейшей возможности заработать,  отказались от предложения. Зато в ходе обсуждения выяснилось, что сама госмонополия довольно плохо себе представляет состояние своих вокзалов: нет значительной части документации, планов БТИ, совершенно непонятно, как устроены отношения с руководителями на местах, и так далее. Другая история – ресторатор Михаил Зельман готовит еду для пассажиров поездов. По словам участников рынка, этот проект также пока сложно назвать удачным.  Пожалуй, единственная подобная затея, доведенная до конца, – это Курский вокзал.

В 2008 году его взялся реконструировать (с правом на последующее управление) глава компании «Миракс» Сергей Полонский  вместе с партнерами. Проект обещал быть очень успешным. Центральный вокзал столицы, в двух шагах от Садового кольца. Вокзал просторный, площади огромные. В итоге тоже в общем ничего не вышло. Вокзал реконструировали, конечно, потратили огромные деньги. Но после нескольких скандалов с Полонским, управлении вокзалом РЖД забрало себе обратно. А арендаторы – кафе и рестораны – снявшие площади за гигантские деньги, жалуются, что пассажирам ничего, кроме дешевой булочки и газеты, не надо.

В общем, не смотря на всю здравость идеи отдать вокзалы частникам, шансов на то, что она будет реализована в полной мере, очень мало. Пожалуй, единственным стопроцентным условием успеха станет то, что победителем окажется компания, аффилированная с менеджерами РЖД или не дай бог, родственниками главы компании Владимира Якунина.

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.