Рэй Брэдбери умер в мире, который придумал

07/06/2012 - 01:25 (по МСК) Лика Кремер, Павел Лобков
Один из величайших фантастов 20 века Рэй Брэдбери тихо покинул этот мир в возрасте 91 года, в своей вилле в Лос-Анджелесе. Уже три года он не писал и не давал интервью.
Последний рассказ, изданный в 2009-м, назывался "У нас всегда будет Париж". О мире потребления электрических тел и антиутопий, который Брэдбери придумал и в котором успел пожить - Антон Желнов.

Желнов: О смерти писателя сегодня сообщила его семья и его биограф Сэм Уэллер, Брэдбери было 92 года. Родившийся в штате Иллинойс, во время великой депрессии Брэдбери со своей семьей переехал в Лос-Анджелес. Правда, там будущий писатель не получил никакого образования кроме среднего, сам он отзывался об этом так: «Я не верю в колледжи и университеты, я верю в библиотеки».

Брэдбери – самоучка, воспитанный на традиции Эдгара По, и только с возрастом по рекомендации друзей он изменил приоритеты в творчестве. В вышедшей в 67-м году в «Иностранной литературе» книге «Как я стал фантастом» он отвечал на этот вопрос так: «Когда я отправлялся по ночам на прогулку, меня часто задерживали за то, что я шел пешком. Меня это выводило из-себя и я написал рассказ о будущем мире, где все, кто осмелится пройтись ночью по городу, объявляются преступниками».

Своими учителями писатель позже стал считать Герберта Уэллса и Жюля Верна, указывая, что «в моих жилах течет кровь той же группы». Брэдбери, как и большинство авторов, моралист, он со скепсисом относился к будущему миру технологий и машин, даже советовал лос-анджелесским конструкторам создать спортивный автомобиль, который бы не заставлял человека бравировать скоростью.

«Фантастика – это хороший способ писать об этих проблемах, выявляя альтернативу», - говорил он.

Самый известный роман – «451 градус по Фаренгейту»: 53 год, манифест, культ эскапизма, люди теряют связи с собой, книги ничего не значат, а если значат, то за их хранение арестовывают. Дальше приметы всем нам знакомые: не существовавшая еще тогда как индустрия – массовая культура, приравненная к тоталитарному обществу, интерактивное телевидение, плазмы, встроенные вакуумные колбы.

В одном из самых известных научно-фантастических рассказов «Будет ласковый дождь», это марсианские хроники, действие происходит в 2026 году, и здесь опять про машины, после ядерного взрыва в единственном уцелевшем доме уже нет в живых хозяев, зато за них все делает техника, и даже отпугивает птиц от ставень.

О категории времени Брэдбери рассуждает практически во всех своих рассказах, повестях и романах. В частности, в повести «Вино из одуванчиков», где описывает лето мальчика по имени Дуглас. Сполдинг – это фамилия отца, а Дуглас – это второе имя Брэдбери.

Само общество потребления, которое, по словам писателя, предпочло космосу айфоны, пиво и должность рекламного менеджера, щедро, тем не менее, отблагодарило писателя за его рефлексии и альтернативы, и все мыслимые литературоведческие ярлыки, а также вся мыслимая популярность, рейтинги, ток-шоу, телепередачи, фильмы – все за Брэдбери. 
Также по теме
    Другие выпуски