Ректор РГТЭУ Бабурин: я не возглавил протест студентов, но и не препятствовал ему

19/12/2012 - 21:26 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно
Студенты Российского государственного торгово-экономического университета не хотят расходиться и вторые сутки бастуют в здании вуза. Учащиеся РГТУ протестуют против того, что Министерство образования включило их вуз в список «неэффективных учебных заведений».

И решило реорганизовать университет.

Сегодня на защиту студентов встал ректорат – руководство университета не стало препятствовать акции. Наоборот, поддержало учащихся. На что в Министерстве заметили, что все равно от своих планов не откажутся и вуз реорганизуют.

Начался протест во вторник: студенты РГТЭУ не стали расходиться по домам, а остались в университете. Около 400 человек собрались в одной из аудиторий и заявили, что не покинут стены вуза. Всю ночь смотрели кино и играли в мафию. А утром прошла их встреча с чиновниками Минобрнауки.

Альберт Зарипов, член студсовета РГТЭУ: Они не то, что за такие акции. Нам Сергей Николаевич вчера предлагал ограничиться одним днем. Но мы дали понять, что это зависит не о нас. Если нас услышат за один день, мы закончим. Забастовка – немного неверное слово. Это когда люди отказываются что-то делать. Мы же сразу сказали, что мешать учебному процессу не будем. Мы такие же студенты, как и те студенты, что пришли в 8.30 заниматься. Для 400 оставшихся здесь студентов мы проводили интеллектуально-развлекательную интерактивную программу. Желающие могли поиграть в «Что? Где? Когда?», был клуб «Мафия», в поточных аудиториях сидели, смотрели кино, были мастер-классы по рекламе, по креативным идеям. Были те студенты, которые сидели до упора, вставали из-за стола, за которым смотрели фильм, и шли на пары, на занятия, учились. И после этого опять сидят в актовом зале.

Ректор РГТЭУ Сергей Бабурин заявил, что поддерживает протестные настроения студентов, так как учебному процессу эта акция не мешает. Сам Сергей Бабурин с нами в студии, добрый вечер.

Арно: У вас есть соображения, почему ваш вуз признали неэффективным?

Бабурин: Есть и на этот счет соображения. Но больше всего, не скрою, доволен, что студенты еще вчера вечером перешли от защиты только своего вуза, ссылаясь на недостоверность данных, указанных в мониторинге министерством, к более высшей ступени – стали говорить о нелепости самих «черных списков». Потому что те параметры мониторинга, которые неизвестные нам чиновники утвердили, являются абсурдными с точки зрения оценки работы вузов. Нужно говорить, что поручение президента о мониторинге провалено, целенаправленно или в силу непрофессионализма – другой вопрос. Студенты, прежде всего, требуют ликвидировать само понятие черных списков. Неэффективные или, может быть, полуэффективные вузы – бредовая оценка применительно к высшей школе.

Казнин: Господин Миронов, который был в эфире, - один из тех, кто стоит во главе протеста?

Бабурин: Он учится в магистратуре нашего университета. Кто стоит во главе протеста – не скрою, не старался выяснять. Я так же отказался составлять списки участников. Право на выражение мнения должно быть гарантировано.

Казнин: У вас политическая связь с господином Мироновым?

Бабурин: Конечно, мы с ним единомышленники. Я был поручителем, когда его освобождали из-под стражи по обвинению в покушении на Чубайса.

Казнин: Руководство вуза имеет отношение к организации этих протестов?

Бабурин: Выбирая между открытым заявлением о руководстве, организации протестов и полном дистанцировании от них, я постарался занять позицию, может, не золотой середины, но, по крайней мере, наставника. Я говорю: вы взрослые, для нас честь, если студенты не только обретают навыки по профессии, но и формируются, как достойные граждане страны. Не боятся отстаивать свою точку зрения. В то  же время нянькой я быть не собираюсь. Я очень удивился, что более 400 студентов собралось сразу.  Кто-то подходил потом, кто-то приезжал, отъезжал. Не скрою, я был удовлетворен, что студенты очень корректно и доброжелательно принимали всех политических общественных деятелей, которые приезжали выразить слова поддержки, независимо от партийности. Тут важно защитить образование как таковое. Я считаю, когда сегодня Госдума услышала наших студентов, приняв поручение проверить этот пресловутый мониторинг и работу министерства в этом вопросе, - спасибо господам депутатам! Независимо от фракций.

Казнин: Протест на этом заканчивается?

Бабурин: Не знаю, я сразу после нашей встречи еду в университет, чтобы узнать позицию студентов. Они уже достигли того, что они требовали. Они получили согласие министра встретиться, и они получили реакцию высшего органа законодательной власти на их требования.

Казнин: Студенты любят побузить. Это опасное дело – потокать им в этом.

Бабурин: Я доволен, что бузили они, как надлежит людям респектабельным и консервативным, не нанеся материального ущерба университету и не нарушая его устава. Они нашли ту формулу, многие изумляются. И я тоже смотрю на нее с интересом: как выразить свою гражданскую позицию и одновременно не нарушить общественный порядок. К изумлению  и облегчению той полиции, которая собралась вчера вокруг университета.

Казнин: Вы будете принимать меры по поводу условной неэффективности?

Бабурин: У меня есть прямое решение ученого совета университета, который единогласно на своем внеочередном заседании назвал ту форму мониторинга, которую предложили обществу, принципиально ошибочной и ведущей к разрушению всей системы образования в стране.

Казнин: Вы не принимаете этот рейтинг?

Бабурин: Нет. Мы готовы принять рейтинг, если нам сообщат о нем. Нам не сообщили итогов. Опубликовали только «черный список» и нелепые «пороги». Что такое «порог» в рейтинге? Возьмите ЕГ. Средний бал ЕГ человека, поступающего в вуз, назван показателем образовательной деятельности. Человек еще не учился в этом вузе! Это можно назвать показателем успешной рекламы, еще чего-то, но не показателем образовательной деятельности. А понятие «порога» в этом вопросе я бы назвал антигосударственным понятием. Что значит «порог» в 63 балла? Это значит, что все ректорам московских и центрально-федеральных вузов сказано: ниже 63 баллов ЕГ вы не должны брать абитуриентов в студенты даже за деньги. Это запрет на обучение целой социальной массы людей? Что такое «порог», через который нельзя лезть?  А люди, пусть не очень успешно, но окончили школу, получили положительный балл пресловутого ЕГ, а им говорят: этого недостаточно. Ректора будем наказывать, если он вас возьмет.

Арно: В этом же списке неэффективных вузов оказался такой уважаемый вуз, как МАРХИ, в котором прошел молебен в поддержку университета. А другие вузы, которые попали в список, тоже собираются бастовать? Вы связывались с ними?

Бабурин: Обратите внимание о том, что наш студент очень правильно сказал. Речь идет не о забастовке. Забастовка – это прекращение работы в знак протеста. Студенты не прекратили работу, они продолжили сдавать зачеты, готовиться к экзаменам, но в свободное от этого время, они решили провести массовые протестные акции. Надеюсь, что после сегодняшнего решения парламента, будет начато расследование. Поручение о таком расследовании дано было и после моего письма президенту. Важен результат: чем все это закончится. Потому что для меня печально было бы защищать только РГТЭУ. Мне хочется сказать применительно к самой системе: по поводу такого фарса, как «пороги» в мониторинге – «король голый»! Это не реформа образования. Это то же, что вы начнете проводить сложную операцию не хирургическими инструментами, а термоядерными зарядами. Это уничтожение по площадям образования. Список площадей опубликовали. «Черный список» состоит из трех категорий, но все вузы относятся к «черному списку». Это колоссальный удар по деловой репутации. И я считаю, что чиновники должны за этот урон всех вузов понести материальную, в том числе, ответственность.

Другие выпуски