Директор Сахаровского центра: «Публичный разговор о войне в Украине у нас невозможен»

Прямое включение с выставки фотографий, на которую за сутки напали два раза
29/09/2016 - 18:23 (по МСК) Владимир Роменский

Фотовыставка в Сахаровском центре  второй раз за сутки подвергается нападению. Накануне выставленные фото были облиты краской неким Антоном Беликовым, представившимся художником. Теперь на выставку пришли казаки, подробности рассказал Владимир Роменский. 

Сама выставка открылась лишь несколько минут назад. До этого здесь работали сотрудники правоохранительных органов, в том числе брали разъяснения и объяснения у директора Сахаровского музея Сергея Лукашевского. Сергей, расскажите, что происходило сегодня?

Наверно, надо начать с того, что происходило вчера. Вчера был первый день работы выставки победителей международного конкурса «Прямой взгляд», который проводит Сахаровский центр и центр документальной фотографии FOTODOC.

У нас три номинации: «Проблема», «Конфликт» и «Компромисс». Международное жюри выбирает девять победителей, по три в каждой номинации. Двумя из трех победителей конкурса в номинации «Конфликт» стали серии фотографий Сергея Лойко и Александра Васюкевича. Они посвящены военным действиям на территории Украины.

Вчера вечером фотографии этих серий были неким человеком облиты краской. Если я не ошибаюсь, он назвался Антоном Беляковым.

Некоторые называют его художником. Эти фотографии висели ровно за нашей спиной, где сейчас пустое место. Я так понимаю, что вы эти фотографии, после того как они были испорчены, вешать обратно не стали.

Мы не стали восстанавливать эти фотографии. Уже сегодня, к моменту открытия выставки, на месте этих фотографий висели тексты, в которых мы говорили, что не будем восстанавливать фотографии, поскольку публичный разговор о войне на Украине как о трагедии, к сожалению, у нас в городе невозможен и мы, собственно говоря, не можем подвергать опасности разного рода атак ни сотрудников, ни посетителей центра.

Но тем не менее сегодня волнами приходили группы радикальных активистов, ― одни из них представлялись ополченцами, другие ― казаками, ― которые срывали уже эти оставшиеся листы бумаги.

Я должен сказать, что сейчас пол этого помещения усыпан порванными листами. На этой бумаге, которая уже несколько потоптана, порвана, как раз-таки и сообщается, что война ― это в первую очередь горе, страдание и смерть, но сейчас говорить о ней не получается.

Я так понимаю, что те люди, которые появились сегодня здесь, устроили и небольшой перфоманс ― принесли, как они сами выразились, банку с кровью.

Банку с красной жидкостью, на которой было написано, что это кровь детей, убитых на Донбассе. Должен отметить, что в прошлом году в рамках этого же конкурса у нас победила серия о последствиях обстрела живых кварталов Донецка.

На этот конкурс самые разные художники подают самые разные работы, жюри отбирает самые выразительные из них. Мы хотели говорить о страшных сторонах нашей действительности, о конфликте. К сожалению, в нашей стране слишком много людей, которые настолько заражены ненавистью, что такой разговор оказывается невозможен.

Насколько я понимаю, сотрудники полиции эту банку с красной жидкостью ― позже сами активисты все-таки сообщили, что это томатный сок ― изъяли как вещественное доказательство. Будете ли вы настаивать на возбуждении какого-то уголовного дела в отношении тех вандалов, которые испортили фотографии?

Все-таки это не какие-то музейные фотографии, отпечатки, поэтому нам представляется, что и так уже слишком часто используется в России уголовное преследование. Если только не начнут поступать угрозы, связанные с безопасностью людей, мы не будем настаивать на возбуждении уголовного дела.

Такие угрозы уже где-то появлялись?

Косвенно, в очень абстрактной форме ― «придем еще», «поговорим по-другому». Но если это будет что-то более внятное, то, конечно, мы обратимся в правоохранительные органы.

Три дня назад было открытие выставки. Будете ли вы после такой реакции продолжать эту экспозицию?

Еще раз хочу подчеркнуть: эта выставка не о конфликте на Украине. Это выставка победителей конкурса «Прямой взгляд», чьи авторы пытаются говорить об острых и подчас страшных проблемах мира, в котором мы живем. Здесь еще висят прекрасные работы семи номинантов, посвященные самым разным темам. Это и судьба российских детей-сирот, и судьба дрессировщика, потерявшего ноги и ставшего инвалидом, это серии, посвященные уличной преступности в Гондурасе и так далее.

И выставка будет продолжаться.

Я со своей стороны должен сказать, что мне те фотографии, которые все-таки остаются висеть на стенах, показались крайне интересными. До какого числа можно будет их увидеть?

Выставка работает со среды по воскресенье с часу дня до восьми вечера до 19 октября.

И последний момент. Когда здесь происходили эти события, и вчера, и сегодня, насколько я понимаю, уже заранее присутствовала пресса. То есть чисто теоретически эти журналисты могли заранее быть извещены о том, что здесь произойдет, я правильно понимаю?

Съемочная группа телекомпании REN-TV дежурила вчера здесь весь вечер. Можно предполагать, что они знали, что этот молодой человек придет сюда. 

Фото: Елена Гришина / Вконтакте

Другие выпуски