Проректор РЭШ о фальшивых диссертациях: хватит это терпеть

12/02/2013 - 21:18 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева

Сегодня выбрали нового главу Высшей аттестационной комиссии. Как и предсказывали наш телеканал, им стал ректор РУДН и бывший министр образования Владимир Филиппов.

Бывшего главу комиссии в статусе замминистра образования – Феликса Шамхалова – уволили еще на прошлой неделе. И тут же арестовали по подозрению в хищении 350 миллионов рублей из Внешэкономбанка. Он будет находиться под стражей как минимум до 24 марта.

Дмитрий Медведев, вице-премьер России: Уже подписал распоряжение о назначении председателем Высшей аттестационной комиссии Филиппова. Он человек известный, опытный, работал министром, ректором, надеюсь, он сможет, максимально тщательно относясь к своим обязанностям, обратить внимание на сам порядок присвоения ученых степеней и званий в стране.

Владимир Филлипов вошел в историю тем, что именно при нем ввели повсеместный ЕГЭ взамен выпускных экзаменов в школах и вступительных в вузах. Его коллеги – ректоры ждут от Филлипова таких же радикальных реформ и в области диссертаций.

Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ: Надеюсь, что мы увидим более корректную работу под его руководством. На самом деле, проблема в самой системе, которая нуждается в радикальном реформировании. В первую очередь, восстановить нормальное обеспечение аспирантов. Второе – отсутствие механизма ответственности. Нынешняя система диссоветов размывает ответственность. Максимальное наказание за целый ряд достаточно позорных вещей – роспуск диссертационного совета.

Спасет ли назначение нового главы Высшей аттестационной комиссии имидж Министерства образования? Об этом поговорили с нашим гостем – Константином Сониным, проректором Российской Экономической Школы.

Макеева: Что это за скандал? Такого не было никогда? Почему вдруг началась такая кампания?

Сонин: Профессиональные ученые давно этого ждали. То, что нас в какой-то момент ожидает множество скандалов, было понятно уже много лет назад. Разные мелкие скандалы это показывали. Но сейчас это стало невозможно терпеть, не только профессиональным ученым, а уже Министерству образования. Это стало так плохо, что это терпеть больше было невозможно.

Казнин: А что плохо?

Сонин: То, что люди не то что пишут плохие диссертации или кто-то за кого-то написал диссертацию, а то, что люди изготавливают поддельные документы. Сам текст поддельный. Выяснилось, что и отзывы поддельные и другие сопровождающие документы, которые требуются от научной работы. Вот вы пойдете к врачу, он заведует клиникой, а у него купленный диплом. Это будет не так весело. Представьте, что человек занимается работой, для которой требуется степень или квалификация, а он ничего не знает. Данилов, который, судя по заключению комиссии Министерства образования, осуществлял это мошенничество, был руководителем фабрики фальшивых диссертаций, он все годы преподавал студентам в педагогическом вузе. Всех детей в Москве сейчас учат учителя, которых истории учил мошенник и проходимец. Он автор школьного учебника. Правда, учебник был очень низкого качества. Но учебник тоже нужно проверять, потому что там тоже может быть подлог и мошенничество, как в диссертациях.

Макеева: Фактически, нужно бы дисквалифицировать всех учителей, которые обучались у него.

Сонин: Нет, я всего лишь сказал, что не нужно думать, что это безобидно. Меня удивляет, насколько все к этому спокойно относятся. Я бы на месте студентов сейчас бы влепил гражданский иск, потому что они теряли время, им преподавали люди, которые были совершенно непригодны к преподаванию.

Макеева: Помните, как в «Иронии судьбы»? «Ошибки учителя, возможно, менее заметны». Пример с врачами. Но мы видим скандал в других областях, в профессиях, где ошибки менее заметны.

Сонин: Я вскинулся, потому что вы сказали, что это безобидно.

Казнин: Я имел в виду, что те ученые, которые честно писали диссертации, они и продолжат это делать, они и на международной арене блещут, они занимают важные посты, пишут труды. Вы говорите, что эта комиссия работала 15-20 лет. А до этого этого не было?

Сонин: Очевидно, в таком масштабе не было ничего подобного, чтобы был совет, который систематически изготавливал фальшивые диссертации. Судя по тому, что комиссия проверила, она продолжит заниматься диссертациями, которые были защищены в этом совете. Я не знаю, как будет действовать новый председатель относительно других советов.

Макеева: Вы как раз свою публикацию завершаете тем, как сделать так, чтобы была комиссия, которая имела бы 100% доверия.

Сонин: Я надеюсь, что с назначением Филиппова, деятельностью Ливанова и Федюкина, хотя бы не будет чистых фальшивок, что порядок будет наведен. Они вполне способны этот порядок навести.

Другие выпуски