Поле битвы – Ярославль: от гибели хоккейного клуба до поражения «Единой России»

30/03/2012 - 22:32 (по МСК) Анна Монгайт, Дмитрий Казнин
Прямое включение Марии Макеевой от «Арены-2000», домашнего стадиона ярославского хоккейного клуба «Локомотив».

В Ярославле готовятся к выборам мэра города – они пройдут в это воскресенье. Битва между исполняющим обязанности мэра Яковом Якушевым и самовыдвиженцем Евгением Урлашовым, известным в регионе политиком, юристом и выпускником Академии госслужбы, развернулась нешуточная. Сегодня в офис последнего даже приходил ОБЭП.

Ведущая ДОЖДЯ Мария Макеева отправилась в Ярославль накануне голосования и стала свидетелем нешуточных предвыборных страстей. 

Макеева: Вот с такой цитаты начну: «Не то, чтобы люди меня очень любили, хотя, они меня, конечно, любят, просто так вышло, что именно я у них ассоциируюсь с переменами». Примерно с этими словами кандидат в мэры Ярославля – Урлашов, сидя в своем штабе, еще недавно – бывшем антикварном магазине своего друга, выражал полную уверенность в том, что именно он, конечно же, победит в воскресенье на скандальных довольно ярославских выборах мэра, куда съезжаются журналисты из Москвы и даже дальнего зарубежья. Основной десант высадится завтра.

Полагаю эти выборы невиданным примером того, как активное общество выбирает себе нового и активного мэра. Вот кого уж выберут, вот вопрос.

Урлашов: Когда случилась трагедия с известным хоккейным клубом «Локомотив», и вот значок на моем лацкане – это мой любимый клуб «Локомотив», хоккейный, потому что у меня есть и футбольный любимый клуб – «Шинник», Ярославль. И когда случилась эта трагедия, мне позвонило «Эхо Москвы», это же не я позвонил, мне позвонили, потом телекомпания НТВ, и они спросили меня: Ты увязываешь эту трагедию с международным форумом, который проходит в Ярославле? Я сказал: Да, увязываю.

Это была моя субъективная точка зрения, личная, потому что у нас очень маленький аэропорт, и приезжали много гостей, и нашу команду, значит, так сказать, торопили на самолет.

Они стали мне звонить из «Единой России» и говорить: Ты возьми свои слова назад, ты не то сказал, мы все в одной лодке, не раскачивай ее, мы договорились с различными информационными агентствами, тебе сейчас будут звонить, ты должен сказать, что ты вот не то имел ввиду.

Я сказал: Нет, ребята, извините, я то имел ввиду, и ничего я не собираюсь свои слова назад забирать.

Тем более, позвонили мне первый раз в жизни не по какому-то городскому вопросу, не по какой-то городской проблеме, а с тем, чтоб сразу надавить, задушить, втоптать.

Я сказал, что делать этого не буду. Это продолжалось 3 дня. Я сказал: Ребята, так вы меня исключите просто из партии сами.

Продолжилось давление. Я приехал, написал заявление.

Макеева: Кандидат, второй кандидат в мэры Ярославля - Яков Якушев выступает охотно, увы, только на местных каналах, но Урлашов охотно дает интервью всем. Мы встретились почти ночью, накануне, потому что в пятницу Урлашова, по его словам, призвали в Москву некие, живущие там, представители ярославской диаспоры, кто они – это толком не понятно. Призвали они его, опять же, он мне это сказал, чтобы признать неотвратимость его победы, видимо. Возможно, это те самые таинственные 40 бизнесменов, которые дали средства на предвыборную кампанию Урлашова, имена их он, в любом случае, не раскрывает.

Олигарх Якушев, ставший за пару недель до выборов, из первого заместителя -исполняющим обязанности мэра, вот так вот, баллотируется за свои.

И надо же тому случиться, что как раз в отсутствие Урлашова в городе, сегодня к нему в штаб явилась милиция с обыском. Сразу же они сказали, что пришли, чтобы найти документы, свидетельствующие будто бы о перерасходе средств на предвыборную кампанию. По закону подобные оценки можно делать только после выборов уже.

Съемочная группа «Дождя» как раз застала в штабе Урлашова эту драматичную сцену.

Вот в 6-ти часовом выпуске, Дима, ты упоминал газету, точнее, упоминали наши коллеги, ты пересказывал эту версию, что, якобы, из-за газеты явились в штаб предвыборный к Урлашову. Нет, это немножко другая история. О газете сами представители штаба рассказали журналистам этим утром в таких вот выражения: представляете, сделали на нас чернуху. Выпустили некую газету кто-то, где будто бы сам Урлашов со страниц этой газеты призывает к революции. Тогда представители штаба вызвали милицию, попытались конфисковать тираж, и подали заявление с жалобой вот на такую публикацию.

Вот еще один человек, с которым мне удалось сегодня поговорить, это местный депутат от партии «Патриоты России», очень активный депутат и известный в городе – Александр Цветков. Он сам, кстати, не хочет идти ни в губернаторы, ни в мэры, ни пытаться что-то такое делать, потому что, как он сам говорит, у него лучше получается разоблачать.

Так вот он уверен, что если выборы пройдут честно, если бы они прошли честно, как он это излагает, то победил бы точно Урлашов, хотя сам Цветков голосовать за него не собирается.

Цветков: Я думаю, что если честный был бы подсчет голосов в воскресенье, то победил, скорее всего, бы Урлашов. Но я не верю в этот честный подсчет и скажу почему: вот вы, наверное, не знаете, а после первого тура здесь свинтили все веб-камеры на всех избирательных участках, здесь не будет работать ни один КАИБ. А что такое КАИБ? Московская практика уже показала, что сравнение результатов голосования на просто участках, где нет этих КАИБов и там, где КАИБы – показывает, сколько нафальсифицировано. У нас, видимо, по этой причине – их не будет. А почему не будет веб-камер? Тоже могу догадаться. Их и в Тутаеве, где в прошлое воскресенье обманули, фактически украли победу у нашего кандидата – Андрея Минина от «Патриотов России» в пользу единоросса, там тоже уже не было никаких веб-камер.

Так что получается? Ради одного президента устроили всю эту показуху на всю страну. А когда понадобилась вот эта оснащенность на местных выборах, показали всем хороший кукиш. Но так, наверное, делать нельзя.

Макеева: Кто бы не победил, выборы должны быть честными, мы знаем уже эту формулу.

В Ярославль завтра прибудет по меньшей мере 3 крупных группы наблюдателей на фоне многочисленных сообщений о подкупе, запугиваниях избирателей. Сообщения, кстати, поступают далеко не только из штаба Урлашова, его поддержали и ярославская КПРФ, «Яблоко», «Справедливая Россия», они тоже следят за ходом подготовки к выборам.

200 человек наблюдателей приедут из Твери; в полдень в субботу поездом приедут представители ассоциации «Голос»; на рассвете автобусами привезут наблюдателей от Михаила Прохорова, он тоже поддержал Урлашова. С этими, правда, небольшая коллизия вышла, они по незнанию поселились в гостинице «Юбилейная», а там Урлашов с ними встречаться категорически отказывается, потому что гостиница принадлежит его конкуренту – Якову Якушеву.

Представители «Единой России» очень расхваливают деловую хватку Якушева, говорят, что он руководитель с большим опытом.

Ну, что касается Урлашова, перед ним, в случае избрания, сразу встанет и другой вопрос: выстраивание отношений с федеральной властью. Как у него это выйдет? Он уверен, что легко.

Урлашов: Я учился в Российской академии государственной службы при Президенте, в Москве, три с половиной года, это государственное муниципальное управление, и нам преподавали следующее: что президент и губернатор – это институт власти, с институтом надо работать. Для меня эти люди обезличены, они в первую очередь для меня – институт, аппарат. Значит, я должен работать с институтом продуктивно, конструктивно и по-деловому.

Макеева: То, что вы говорили о «Единой России», - это не распространяется на Путина? Как вы относитесь к нему?

Урлашов: Я ж сказал, я отношусь к нему как к институту власти, поэтому мэр, он ведь, как правило, не контактирует с президентом. Органы местного самоуправления, согласно Конституции, не входят в систему органов государственной власти, это раз. То есть, там сигнал просто не проходит. Ведь президент, он общается с губернаторами, там 83 субъекта Федерации, он с ними общается. А уже губернатор – с мэром.

Мы работаем по федеральному закону 131 «О местном самоуправлении». Если мне когда-нибудь в жизни доведется с ним встретиться, мне есть, что ему сказать, есть, что предложить, есть, что попросить. Я бы даже сейчас хотел его попросить, если он меня будет слушать вдруг на телеканале «Дождь», что очень важно изменить межбюджетное финансирование, очень важно, чтобы финансовые средства нефтегазовые, которые накапливаются в нашей стране, поступали, как я сказал уже, и в деревни, и в села, и в поселки, в города разного уровня. Нам не обязательно этих денег касаться руками, не надо. Присылайте их по программам. Значит, первая программа – это восстановление дорог, это восстановление школ, которые требуют ремонта, это строительство детских садов, восстановление парков и так далее. Вот это все. И следующее – оставьте нам больше налоговой базы финансовой, и мы сами будем развиваться. Вот это жители и хотят, понимаете? Это же не внешняя политика. Это его прерогатива – внешняя политика. Но внутренняя-то, давайте мы будем как-то развиваться быстрее.  

Также по теме
    Другие выпуски