Отложен процесс по делу о ДТП на Ленинском: погибшего врача не будут судить как живого

09/01/2013 - 18:51 (по МСК) Павел Лобков, Ольга Писпанен

Дело о ДТП на Ленинском возвращено в прокуратуру. Гагаринский суд отказался рассматривать первое в истории дело в отношении обвиняемого, который скончался еще до суда. Такой обвиняемой должна была стать Ольга Александрина, водитель автомобиля Citroen, который столкнулся в феврале 2010 года с «Мерседесом», в котором ехал топ-менеджер компании ЛУКОЙЛ Анатолий Барков.

Впрочем, дело может вернуться в суд месяца через четыре: вскоре будет приняты специальные поправки в уголовно процессуальный закон, которые объяснят, как судить мертвых.

Гагаринский районный суд сегодня вернул громкое дело о ДТП на Ленинском проспекте по ходатайству государственного обвинителя. Этот процесс должен был стать первым в истории российского правосудия, когда на скамье подсудимых    человек, которого уже нет в живых.

Единственной обвиняемой по делу о ДТП, которое произошло 25 февраля 2010 года, стала водитель автомобиля Ситроен Ольга Александрина. Она погибла в той аварии вместе с пассажиром своей машины Верой Сидельниковой.

Автомобиль Александриной столкнулся с Мерседесом, в котором находился вице президент нефтяной компании ЛУКОЙЛ Анатолий Барков. Следствие решила, что в ДТП виновата Александрина, хотя ее представители настаивали на обратном.

Эта принципиальная позиция семьи Александриной и привела в конечном счете к тому, что Конституционный суд принял прецедентное решение:  если родственники настаивают на том, что их погибший близкий не виноват, то дело может быть рассмотрено и после его смерти – чтобы умерший имел право на реабилитацию. Но представитель Александриной адвокат Игорь Трунов говорит, что после этого решения погибшую решили судить как живую – хотя действующие российские законы этого не позволяют.

Игорь Трунов, адвокат: Проблема в том, что нельзя рассматривать дело при отсутствии закона. Старый или ныне действующий Уголовно-процессуальный кодекс, куда не внесены еще поправки в соответствии с решением Конституционного суда по ДТП на Ленинском, не предусматривает такого судопроизводства при участии погибшего обвиняемого или представителя погибшего обвиняемого. Нет такого процессуального статуса, нет прав, нет обязанностей, нет регламентации, ничего нет.

Получается, как это часто и бывает, что решение, которое должно было защищать права умерших обвиняемых и их родственников, превратилось в еще одну возможность для уголовного преследования и признания виновным человека, который скончался задолго до суда. Видимо, предвидя возможные коллизии, судья Гагаринского суда и отправил дело в прокуратуру, оттуда оно направится в следственный комитет, где должно быть дорасследовано.

Такая же судьба может постичь еще одно дело в отношении умершего – это дело Сергея Магнитского. Слушания должны начаться 28 января в Тверском суде. Семья Магнитского и его адвокаты уже заявили, что считают это разбирательство фарсом и участвовать в нем не будут. Ну а 28 января станет понятно, будет ли дело рассматривать суд, или он тоже вернет дело в следственные органы.

Адвокаты по делу о ДТП на Ленинском, в свою очередь, прогнозируют, что дело в отношении Ольги Александриной должно вернуться в суд месяца через четыре. К этому времени как ожидается, примут закон, внесенный в Госдуму 29 декабря прошлого года. Это документ, который вносит поправки в УПК, и касаются они как раз дел в отношении умерших обвиняемых или подозреваемых. В тексте закона формулируется, в частности, такое понятие как «представитель обвиняемого», его права и обязанности. То есть сначала прокуратура передала два уголовных дела в отношении умерших обвиняемых в суд, а теперь депутаты, наконец, решили обсудить, как такие дела должны рассматриваться.

Другие выпуски