Обвиняемая по делу Pussy Riot заговорила стихами Мандельштама

19/04/2012 - 21:57 (по МСК) Ольга Писпанен, Павел Лобков
Таганский суд продлил арест до 24 июня предполагаемым участницам группы Pussy Riot Марии Алехиной, Надежде Толоконниковой и Екатерине Самуцевич. Таким образом, девушки проведут под арестом в общей сложности четыре месяца.

Судья Елена Иванова заявила, что ознакомилась с положительными характеристиками Алехиной, и учитывает то, что у нее есть ребенок, но этих оснований для смягчения меры пресечения недостаточно. Мария Алехина, в свою очередь, обвинила следствие в том, что ей не разрешают говорить по телефону даже с родными.

Весь день на процессе работала корреспондент ДОЖДЯ Елена Шмараева. Она рассказала, что происходило и внутри здания суда, и снаружи.

Шмараева: Действительно, всех трех девушек к семи вечера Таганский суд арестовал. Их направили в СИЗО №6 до 24 июня. В течение трех дней адвокаты могут обжаловать это решение, но они особо не надеются на успех: сегодня, казалось бы, привели уже все доводы, в том числе и те, которые уже были приведены ранее – то, что у девушек есть малолетние дети, и то, что они не собираются ни от кого скрываться. Та же Самуцевич добровольно являлась на все допросы, были также предоставлены положительные характеристики на Толоконникову и Алехину и другие документы, но суд эти доводы во внимание не принял. А принял он во внимание доводы следователя Артема Ранченкова, который сказал, что еще не закончил работу по делу и что ему еще нужно для расследования два месяца, во время которых он собирается проводить экспертизы. В частности, экспертизу видеозаписи, сделанной в Храме Христа Спасителя, опознание девушек и другие следственные действия. До 24 июня он собирается этим заниматься.

Адвокат Надежды Толоконниковой Марк Фейгин сказал после окончания заседания, что за эти полтора месяца, что девушки уже находятся в изоляторе, с ними не было проведено ни одного следственного действия.

Фейгин: Также мы говорили о том, что следствие за эти 2 месяца не производило никаких процессуальных действий, которые бы требовали содержания под стражей как меры пресечения для Надежды Толоконниковой; что суд отреагировал в своей мотивировочной части решения о том, что не считает, что имеет место волокита и тому подобные вещи со стороны следствия.

Сами девушки выглядели сегодня достаточно бодро – не такими растерянными и подавленными, как в день их ареста, полтора месяца назад. Надежда Толоконникова рассказала, что у нее сильно болит голова, и боли продолжаются уже две недели. 

Толоконникова: У меня ужасные головные боли, где-то уже неделю я мучаюсь, мне ничего не могут передать, голова болит постоянно. Во всем остальном - в порядке. 

Она обратилась к судье и попросила ее освободить, чтобы ей провели диагностику. Как она сказала, на тот случай, если она поедет в колонию, чтобы знала, от чего там нужно будет лечиться.

Толоконникова: Тем, кто нас сюда посадил, я и моя камера передаем лучшие пожелания, и чтобы у них тоже была такая жизнь, какая сейчас, последние полтора месяца, у нас. В ней, как они считают, нет ничего плохого, поэтому я считаю, что это не проклятие, это пожелание всего лучшего, хорошего. И живите нашей жизнью. 

Мария Алехина сегодня тоже обращалась в суде как к следователям, которые продлевают ей арест, так и к тем, кто осуждает девушек за акцию, в которой они якобы участвовали, и цитировала Мандельштама.

Алехина:

«Ну что ж, я извиняюсь,

Но в глубине ничуть не изменяюсь». 

Алехина рассказала, что в СИЗО ее и других девушек продолжают каждую минуту записывать на видео, за ними ходят сотрудники с миниатюрными видеокамерами, а всю их переписку вскрывают.

Алехина: Мне приходят разрезанные письма, мне приходят буквально обрывки фраз, и информация об общественной компании в нашу поддержку вырезается абсолютно полностью. Также ко мне приходят некие оперативные сотрудники, которые пытаются незаконным образом меня заставить сотрудничать со следствием.  

После того, как были арестованы Надежда Толоконникова и Мария Алехина, суд так же буквально минут за сорок повторил эту процедуру с Екатериной Самуцевич, и девушек снова увезли в изолятор.

В суде они провели несколько часов. Их доставили где-то около часа, и все время, пока ждали начала заседания, у здания Таганского суда проходил так называемый «судебный фестиваль». Собралось несколько десятков человек, примерно столько же было журналистов. Но получился, скорее, фестиваль задержаний. По совершенно разным причинам людей задерживали. Была, например, провокация с использованием порошкового огнетушителя – его распылили в участников акции, также бросали шашки. За такие провокации задерживали. Но в том числе были задержания девушек, которые рисовали на асфальте мелками, или людей, которые пришли в футболках с надписью Pussy Riot. Их без объяснения причин тащили в автозак и увозили от здания суда в течение всего дня. 

Также по теме
    Другие выпуски