Как за Лобкова мошенники взяли микрозайм и как в таких случаях вернуть себе честное имя?

Объясняет заместитель генерального директора компании «Финам» Ярослав Кабаков
16/08/2017 - 00:10 (по МСК) Павел Лобков

Год назад Павел Лобков зашел в «Альфа-банк», где его «огорошили». Как оказалось, его кредитная история испорчена микрозаймом, но он его не брал. Теперь ни один банк не даст ему кредита. Начальник отделения сказал ему обратиться в Национальное бюро кредитных историй, где хранятся кредитные записи каждого гражданина России. Там ему сказали, что некто взял 4000 рублей под его имя, а на момент обращения процентов накапало на 50000 рублей. Паспортные данные были полностью сфальсифицированы. Чем же закончилась эта история и как не попасть в подобную ситуацию — смотрите в сюжете.

После обращения в нацбюро компания, давшая кредит, претензии сняла. Когда Лобков снова пришел в «Альфа-банк», оказалось, что красный флажок на его данных остался, и ему снова пришлось отправится за кредитной историей. Тем не менее, он остался для банков «опасным неплательщиком». Выяснилось, что в России есть три независимых кредитных бюро, которые собирают информацию о гражданах. Национальное бюро кредитных историй сняло с Лобкова запись о микрозайме, а в другом бюро несуществующий долг остался. «Альфа-банк» как крупный банк сотрудничает со всеми тремя — если какой-то мошенник воспользовался вашими данными, то нужно лично обойти все три бюро или послать туда объемные письма.

Олег Лагуткин, гендиректор бюро кредитных историй «Эквифакс»: В бизнес-центре, например, оставляете скан, что по-идее они не имеют право делать, как написано в законе о персональных данных. У вас его берут и вы молчите, не удивляетесь, что потом этот паспорт будет использован, чтобы где-то получить онлайн-кредит. Если по вам получили мошеннический кредит, то это — суд, доказывание, что это были не вы, это уже головная боль, к которой вы совершенно не готовы.

Менее тяжелый случай — ошибка в технических данных, например данных от банка: опечатка в одной цифре, в дате рождения или у вас частые фамилия и имя. Это — редкость, и исправить это проще, как сказали в «Эквифаксе».

Олег Лагуткин, гендиректор бюро кредитных историй «Эквифакс»: Понятно, что, когда мы видим, что это — ошибка кредитора, кредитор сам подпрыгивает и на своих лапках бежит и исправляет, потому что ему тоже не хочется столкнуться с какими-то проблемами. Это больше история 8-10 летней давности, когда только система становилась, там такие ошибки были. Сейчас этого не так много, это копеюшки.

Ярослав Кабаков, заместитель генерального директора компании «Финам» рассказал, что подобная проблема есть. Микрофинансовые организации стали обязаны предоставлять кредитные истории в бюро всего пару лет назад. «Соответственно весь объем их ошибок и подделок пошел в бюро кредитных историй».

То, что сфальсифицированные паспортные данные прошли проверку, Кабаков обосновал тем, что это — мошенники, а микрофинансовые организации порой даже дают займы на несуществующих людей, чтобы обналичить определенную сумму.

Если вы обнаружили на вас долг, который вы не брали, нужно сразу идти в полицию и писать заявление, что было совершено мошенничество. Простого обращения в кредитное бюро может не хватить, так как микрофинансовая организация или банк, который обманули, могут продать долги коллекторам.

Тем не менее, онлайн-кредитование будет развиваться, несмотря на такие моменты, — уверен Кабаков. Центробанк ужесточает правила идентификации в онлайне — теперь для идентификации сотрудники микрофинансовой организации запрашивают информацию у сотового оператора, с которого клиент проходит смс-подтверждение. Также полезно проверить, не зарегистрирован ли на вас номера телефона с задолженностью, с которого мошенник может получить микрокредит. 

Чтобы очистить кредитную историю, нужно обратиться в Центробанк, чтобы он сказал вам, в каком бюро хранится ваши история. В действительность БКИ не три, а больше, и в центральном каталоге будет указано, где находится ваша история. Ее можно запросить бесплатно раз в год.

Другие выпуски