«Москвабад». Ксенофобия возвращается

Сколько мечетей нужно Москве
26/09/2015 - 00:06 (по МСК) Мария Макеева, Анна Монгайт

Накануне внутри и вокруг новой Соборной мечети в Москве молилось 140 тысяч человек. Мусульмане собрались на праздник Курбан Байрам. Шестиэтажная Соборная мечеть, построенная на месте снесённой мечети, 1904-го года постройки, всё таки не вместила всех желающих, хотя и немного разгрузила «Проспект мира». Тем не менее, тысячи верующих по всей остальной Москве всё равно будут молиться на улице. Подробности рассказала Лилия Яппарова.

Мусульманские праздники в Москве в отражении блогеров — это такая восточная сказка наоборот. Вот поднимаются в ночи гастарбайтеры. От метро и до мечети продают симкарты и мёд. Скоро, скоро зазвучат «зомбирующие пения» — это цитата из соцсетей.

Эзотерический «Москвабад» — это собственные время и пространство, и его центром стала новая Соборная мечеть. В «Москвабаде» молятся на трамвайных путях и в клумбах потому, что больше негде. Чтобы никому не мешать, московским мусульманам нужно больше мечетей.

 Хватает мечетей или нет — это меня занимает не из-за веры, которой я не исповедую. Впрочем, мой двоюродный дед служит муллой под Оренбургом. У него никаких проблем: всем его прихожанам хватает места в мечети. А вот в моём родном Волгограде одна мечеть (не считая частных молельных домов), а когда мечеть одна, случается вот что: после терактов 2013-го года все в городе знали, в чьи окна кидать коктейли Молотова.

Вы знаете, сколько церквей в Москве? Их больше тысячи. Мечетей Москве нужно не меньше сотни. Потому что на самом деле практикующих православных и практикующих мусульман в столице одинаково много миллиона по три.

Но москвичи, кажется, против вообще любых строек. Но когда в районе не хотят православный храм, еще можно поспорить — как в Торфянке. А когда не хотят мечеть, то не хотят — и мечеть не строят. Существующие семь мечетей исламский правозащитник Али Чаринский делит на постоянные и непостоянные. «Постоянная мечеть»   это та, где прихожане уверены, что ее не закроют после облавы. 

Можно попытаться представить, как бы выглядела программа «200 мечетей» (по аналогии с московской программой «200 православных храмов»). Силовики предпочли бы ещё пять гигантских Соборных, чтобы было легче мониторить молящихся. Али Чаринский считает, что на первое время нужно открыть ещё 30 по кругу МКАДа. На первое время — потом они тоже переполнятся, и люди начнут молиться на улица, но уже на территории Большой Москвы.

Вообще-то чем больше людей ходит в официальные мечети, где проповедуют только традиционный ислам, тем меньше риск распространения радикальных идей и экстремистских религиозных течений.

А Александр Верховский говорит, что нет механической зависимости между количеством мечетей и распространением экстремизма. Для радикальной проповеди хватит и одного радикально настроенного имама. 

А пока вместо мечетей у мусульман странный набор привилегий. В «Московском комсомольце» по исламским праздникам публикуют кулинарные рецепты: мясное и сладкое. А оба Байрама объявлены выходными днями – но не в Москве, а в Крыму и в Чечне.

В вопросе, строить мечети или не строить, Москва может ориентироваться на Лондон. Мусульман там меньше, чем в российской столице, а мечетей — больше. Целых четыре сотни — даже на большие исламские праздники никто не молится на улице, а очереди на входе в мечети рассасываются за 15 минут. 

 

Фото: Газета.Ru

Другие выпуски