Ярослав Романчук: судьбу «Уралкалия» и Керимова может решить только Путин лично

26/08/2013 - 21:21 (по МСК) Тихон Дзядко, Юлия Таратута

Ситуацию вокруг белорусского «Уралкалия» мы обсудили с нашим гостем – на прямой связи из Минска Ярославом Романчуком, президентом научно‑исследовательского центра Мизеса.

Дзядко: Как бы вы могли объяснить сегодняшнее задержание? Мы просто говорили с Юлией перед выпуском о некоторой экстравагантности некоторых поступков Александра Лукашенко.

Таратута: Но даже для такого экстравагантного политика это довольно серьезный политический жест. Неужели это и правда симметричный ответ на бизнес-разборки?

Романчук: Это абсолютно симметричный ответ на ситуацию, которая возникла вокруг калия. Александр Лукашенко бизнес-школу не заканчивал, он не знает, что такой рейдерство, но он знает, что такое потерять 1 млрд. долларов. Он на самом деле очень прагматично поступил, достаточно хорошо выбрав время. Заметьте: Путин разговаривает с Британией и Америкой в отношении Сирии, все обсуждают Египет, торговую войну Украины и России. И в этой ситуации, естественно, будет не до Керимова, не Баумгертнера, не до калийного рынка. В этой ситуации, когда столько факторов на стороне Александра Лукашенко, он решил пойти на такой шаг, надеясь на самом деле предложить более стратегическую игру самому Кремлю, и вместо Керимова, который очевидным образом тоже может не удержаться на калийном рынке. Если вся страна Беларусь станет за «Беларуськалием», то та игра на понижение, естественно, закончится в пользу Беларуси.

Таратута: Это довольно серьезно. Следственный комитет Беларуси объявил о том, что он собирается арестовать активы, еще собирается проверять крупного российского олигарха Сулеймана Керимова. Как вам кажется, какой сценарий сработает в итоге? На что рассчитывает Лукашенко? Что Путин не обратит внимания ни на что, будет молчать, и только Медведев будет выступать с ответом, как это было до сих пор?

Романчук: Представляете, сколько радости у Белоруссии, обыкновенных белорусов и россиян, что хоть кто-то добрался до шкуры российских олигархов, которые занимаются рейдерством? Александр Лукашенко хорошо выбрал сюжет оппонента. Ему тоже в следующем году предстоит серьезная политическая кампания, поэтому атака на Керимова выбрана не случайно, тем более, был повод. Владимир Путин едва ли будет защищать олигарха, который с достаточно сомнительной репутацией. Поэтому будет продолжаться некий торг, думаю, два-три месяца Путин вмешиваться не будет, потому что это как раз время, чтобы определить контуры будущего калийного сотрудничества. Я уверен, что Александр Лукашенко хотел бы восстановить олигополию на этом рынке. Напомню, что «Беларуськалий» и «Уралкалий» держали вместе 40-50% калийного рынка. Я знаю, что готовится к продажам Мозырский НПЗ. Игорь Сечин – единственный человек вместе с «Роснефтью», готовый ее купить. И в этой ситуации готов новый сценарий, новый партнер со стороны России. Первый вопрос, который мы все еще не знаем: как отреагирует не премьер Медведев, в этой он не является главным игроком, а именно Владимир Путин. Заступится ли он за Керимова, будет ли проявлена солидарность с миллиардером, богатым россиянином, или все-таки возьмут принципы Таможенного союза и братских славянских отношений.

Таратута: Вы сами затронули только что Владимира Путина в оппонировании Дмитрию Медведеву. Владимир Путин пока молчит. По Сирии он вел переговоры, по «Уралкалию» мы пока ничего не слышим. Скажите, какие слухи у вас? Может, это такая игра Лукашенко на «трещине в тандеме», как принято говорить в современной российской политологии? Пока выступает только Шувалов, вице-премьер правительства. Поручения раздает Дмитрий Медведев. Владимир Путин не произносит ни слова. Может быть, правы те российские политологи, которые уже говорят, что Белоруссия действовала в условном сговоре, с молчаливого согласия некоторых сил в России?

Романчук: Я не думаю, что Александр Лукашенко каким-то образом пытается вбить клин между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. Это невозможно. Его ресурс не такой серьезный. Но он играет свою игру. Его игра заключается в том, что он хорошо знает Владимира Владимировича Путина, все его чувствительные места, и он уверен, что в данной ситуации он не будет реагировать на такого рода конфликты, а будет над схваткой. Тем более, понимаете, ситуация, когда очевидно, что Владимиру Путину нужно мнение Александра Лукашенко по Таможенному союзу, это был бы сюжет, по которому Лукашенко будет, скорее, партнером Владимиру Путину, чем его оппонентом.

Другие выпуски