Хорошему баритону только свастика мешает

Постановка «Летучего голландца» Рихарда Вагнера, премьера которого состоится в среду 25 июля в рамках Байрейтского фестиваля в Германии, обернулась скандалом, нехарактерным для мира классической музыки.

Исполнитель главной партии, бас-баритон Евгений Никитин был вынужден отказаться от участия в постановке. Причина – татуировки. Обнаружилось, что бас-баритон украсил себя некогда свастиками и другими нацистскими символами.

Почему у оперного певца такие знаки отличия и неужели их не замечали ранее, разбирался Антон Желнов.

Желнов: Скандал вокруг оперного бас-баритона Никитина начался в середине прошлой недели. Первыми это почувствовали критики. На прогоне «Летучего голландца» журналистам запретил снимать эпизоды с участием артиста.

А уже в пятницу, словно объявляя  информационную войну, на немецком телеканале ZDF был показано интервью Никитина и кадры телеканала «Культура» 2008 года, где помимо демонстрации наколок рассказывалось о  прошлом артиста; до оперной сцены он  работал вокалистом и ударником в группе, исполняющей  хэви-метал. В интервью ZDF Никитин объяснил это увлечение молодостью, а за некоторые ошибки – в частности, за изображение свастики ему стыдно. Как пишет The Daily Telegraph, татуировки были нанесены между 89 и 91 годом; в воскресном комментарии газете Bild артист добавил, что тогда ему было непонятно, в каких целях использовались эти знаки. Тем не менее, механизм был запущен: в оргкомитет фестиваля стала обращаться пресса, а в субботу Никитина пригласили на беседу к руководству. После этого на сайте фестиваля появилось личное обращение артиста, где он назвал татуировки большой ошибкой, тем более в контексте данного фестиваля. Его учредил Рихард Вагнер, известный своим антисемитизмом; а помогал проведению фестиваля сам Гитлер, хорошо знакомый с невесткой композитора Винифред Вагнер Нынешнее руководство фестиваля – это правнучки Катарина Вагнер и Ева Вагнер-Паскье – постепенно избавляются от тяжелого наследия семьи. Они сожалеют об инциденте, однако считают непозволительным пропагандировать подобную символику. В результате главную партию вагнеровского «Летучего голландца» в среду 25 июля исполнит солист Кельнской оперы Самуэль Юн. 

В сюжете телеканала «Культура» татуировку на груди можно разглядеть не сразу, уже тогда она была прикрыта другим символом. Впрочем, немцы увидели на эти кадрах не только свастику, но и «руну жизни»   символику, используемую Третьим рейхом. Дозвониться до самого артиста сегодня не удалось. У Никитина до сегодняшнего времени среди профессионалов была устойчивая репутация. С 97 года он солист Мариинского театра, причем вагнеровские партии занимают особое место в его репертуаре. В Метрополитен-oпера он пел Погнера («Нюрнбергские мейстерзингеры»), в Парижской опере Клингзора («Парсифаль»).

Заглавную партию в «Летучем Голландце» Никитин уже исполнял, например, в Торонто и Лейпциге. Однако в Баварии это сделать не удастся.

Также по теме
    Другие выпуски