Государство отбирает у сотовых операторов 4G

08/07/2013 - 21:23 (по МСК) Михаил Зыгарь, Анна Монгайт

России опять мало государственных монополий. Власти решили создать еще одну – зато четвертого поколения. Минкомсвязи разработало план специальной госкорпорации, которая займется строительством высокоскоростной сети 4G.

Для этого, правда, придется отобрать радиочастоты у мобильных операторов, которые получили их на государственном конкурсе всего‑то около года назад. О новых экономических принципах власти – Лев Пархоменко.

Пархоменко: План Минсвязи очень прост. Создать на 100% государственную компанию, отдать ей отобранные у частных операторов радиочастоты. Новая госкомпания должна будет построить сеть из 30 тысяч базовых станций по всей России, стоимостью 60 млрд рублей. Причем, деньги должны будут вложить как сами операторы, так и государственный Внешэкономбанк.
Затем этой сетью смогут пользоваться за отдельную плату все существующие операторы и уже продавать услуги непосредственно клиентам.
Такой план, по данным деловой прессы, изложен в проекте постановления, который Минкомсвязи подготовил для президента. В самом ведомстве от комментариев отказываются. Говорят, все гениальное просто. Здесь же простота есть, а вот наличие гениальности вызывает вопросы. Начнем с того, почему вообще такая идея возникла. Год назад власти разыграли между МТС, «Вымпелкомом», «Мегафоном» и Ростелекомом набор радиочастот, на которых они должны будут построить сеть мобильной связи последнего поколения.
Так делалось всегда, и для GSM, и для 3G, – теперь настало время 4G. При этом операторы взяли на себя определенные обязательства, суть которых сводится к тому, что через 7 лет в России должна появится сеть 4G на всю страну. Но прошел год, а Минкомсвязи уже недовольно. Претензий три, но все они, к сожалению, вызывают недоумение. 
Первое. Недовольны дублированием инфраструктуры. Грубо говоря, на одном столбе вешают четыре передатчика для каждого оператора, вместо того, чтобы повесить один на всех. С виду претензия логична. Впрочем, можно вспомнить, что 2,5 года назад с участием премьера Владимира Путина с большой помпой был создан «консорциум 4G» с участием «большой тройки» и «Ростелекома». Его цель была – как раз создать общую сеть на всех. Ничего не вышло. Появились претензии у антимонопольщиков и региональных операторов. Да и создать справедливую систему взаиморасчетов за пользование сетью оказалось слишком сложно. В итоге сегодня каждый оператор строит сеть себе сам. Вторая претензия – в погоне за прибылью операторы начинают строительство с крупных городов и мало заботятся о качестве услуг. Здесь можно прямо по словам разбирать. Вообще-то, цель любой частной компании – максимизация прибыли. Во-вторых, начинать строить сеть высокоскоростного мобильного доступа в интернет вполне логично именно с мегаполисов, а не малых сел и городов. Здесь просто спрос больше. Качество услуг – вопрос спорный. Сеть четвертого поколения работает в Москве только год, каких-то крупных скандалов, связанных с качеством связи, за это время не было, количество базовых станций и абонентов постоянно растет. И третье – операторы намерено мало вкладывают в LTE, пока полностью не отобьют инвестиции в 3G. Тоже не очень верится. Скорее, скорость развертывания соответствует скорости роста спроса.
Константин Чернышев, руководитель аналитического управления «Уралсиб Кэпитал»: Потребление с интернета, если можно так сказать, такими скоростями, которые обеспечивает LTE, тоже ограничены. Потому что спрос в основном рождает предложение – закон экономики – поэтому для многих людей 3G сейчас вполне достаточно.
В общем претензии Минкомсвязи малосостоятельны. Равно как и новая идея. Во-первых, стоимость будущей сети по оценкам участников рынка занижена раз в 5. Во-вторых, когда власти предъявляют претензии к операторам, хочется им напомнить, что именно сектор мобильной связи один самых динамично развивающихся и быстро растущих в нашей стране. Эта одна из немногих отраслей, в который отставания от большей части развитых экономик практически нет. Проникновение мобильной связи 100%, стоимость услуг на минимуме. Дорогой остался только роуминг. И в Европе этот вопрос закрыли просто волевым решением властей, у нас же пока не решаются. Так вот напомнить хочется то, что всего этого добиться удалось именно благодаря отсутствию монополий, а вместо этого наличию жесткой конкуренции между крупнейшими игроками и минимального вмешательства государства. В завершение хочется отметить, что на рынке на эти новости отреагировали спокойно. Акции мобильных операторов начали торговаться в плюсе. В общем, похоже, мало кто верит в то, что такой план будет реализован. Но сам факт того, что государство недовольное темпом развитием одной отрасли предлагает решать эту проблему созданием новой монополии вызывает серьезное беспокойство.
Другие выпуски