Госдума и Совет Федерации не могут поделить закон о запрете реабилитации нацизма

31/01/2014 - 16:29 (по МСК) Лика Кремер

Патриотическое крыло  «Единой России» сегодня обсуждало законопроект о запрете реабилитации нацизма. «Анализ международной практики, последние события в Европе, на Украине, скандалы с некоторыми российскими СМИ свидетельствуют о пробелах в законодательстве с точки зрения защиты от попыток реабилитации нацизма и пересмотра итогов Второй мировой войны», —  говорилось в повестке заседания, которое проходило в Госдуме.

Орлова: Ирина Яровая созвала сегодняшнее заседание с целью пролоббировать свой законопроект о реабилитации нацизма. Этот документ находился в Госдуме с июня прошлого года после публикации Леонида Гозмана, сравнившего СМЕРШ с отрядами СС. Но заявляя о необходимости запретить реабилитацию нацизма, депутат решила ввести уголовное наказание и за «отрицание деятельности армий стран антигитлеровской коалиции по поддержанию и восстановлению мира и безопасности во время Второй мировой войны». И вот спустя полгода, получив новый информационный повод, Ирина Яровая проработала документ и добилась, по ее словам, абсолютно выверенных правовых дефиниций, который соотносятся с требованиями международного права. Страны антигитлеровской коалиции были заменены на СССР, и теперь предполагаемое преступление звучит так: «отрицание фактов и одобрение преступлений, установленных приговором Международного военного трибунала, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР во время Второй мировой войны, соединенных с обвинением в совершении преступлений, установленных приговорами Международного военного трибунала, совершенными публично». Наказывать за такие преступления Яровая предлагает штрафом – до 300 тысяч рублей или лишением свободы – до трех лет.

С законопроектом Ирины Яровой неожиданно не согласился Совет Федерации. Заместитель профильного комитета Константин Добрынин, участвовавший в думском заседании, в интервью ДОЖДЮ рассказал, что верхняя палата парламента еще два года назад подготовила свой законопроект.

Константин Добрынин, зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам: Если говорить о разнице между законопроектом Ирины Яровой и нашим законопроектом, она очень простая: мы под реабилитацией нацизма считаем восстановление в правах, присвоение наград нацистским преступникам, пособникам, публичное оправдание и распространение идеологии нацизма и публичное прославление нацистских преступников. Вот это и есть реабилитация нацизма, а не запрет каких-то конкретных мыслей, рассуждений или суждений. По поводу антигитлеровской коалиции вообще есть масса вопросов, и как ее нельзя критиковать, я с трудом понимаю. Все же, наверное, помнят исторический факт, когда на безоговорочной капитуляции Германии маршал Кейтель, увидев французов, спросил: «Что, мы и вам тоже войну проиграли?» Это же исторические факты. Каким образом это нельзя обсуждать или нельзя критиковать?

По словам Добрынина, законопроект Совета Федерации основан на модельном законе, принятом Генассамблеей стран СНГ два года назад. Практически во всех европейских странах действуют законы о запрете реабилитации нацизма. Содержание их аналогично тому, о чем говорит сенатор, и, конечно, ни в одном из этих законов ничего не сказано запрете критики или отрицания деятельности армий стран антигитлеровской коалиции. Так, например, французский политик Жан Мари Ле Пен назвал газовые камеры «лишь эпизодом в истории Второй мировой войны», за что получил три месяца тюрьмы условно и штраф в 10 тысяч евро. А британский епископ Ричард Уильямсон в интервью шведскому телевидению заявил, что «в нацистских концлагерях погибли где-то 200-300 тысяч евреев, но никто из них не погиб в газовых камерах, потому что их не существовало», за что был судим и оштрафован на 10 тысяч евро. В Госдуме, судя по всему, поддерживают расширительный законопроект Ирины Яровой, и вопрос только в том, будет ли Совет Федерации голосовать против его одобрения и настаивать на своей версии документа. 

Другие выпуски