Глава украинской инвесткомпании Игорь Мазепа: за несколько дней протеста гривна потеряла один процент – это много

04/12/2013 - 16:58 (по МСК) Тихон Дзядко

Игорь Мазепа, генеральный директор инвестиционной компании Concorde Capita, рассказал Тихону Дзядко о том, как массовые акции протеста сказываются на украинской экономике.

Дзядко: Насколько те события, которые сейчас происходят на Украине, массовые акции протеста, которые продолжаются не первый день, сказываются на украинской экономике? И как они могут сказаться в долгосрочной перспективе? Потому что, например, представители украинского правительства говорят, что блокирование правительственных зданий сказывается крайне негативно.

Мазепа: Вы знаете, пока что эффектов таких системных нет. Действительно, у нас на улицах около 700 тыс. человек было в воскресенье и несколько сот тысяч человек было каждый день и, конечно, это имеет большое психологическое давление на рынки, в частности валютный рынок. За последние два дня гривна девальвировала на споте на 1%. Это довольно-таки большое движение для украинской гривны, которая жестко привязана к курсу американского доллара и оно больше всего связано с таким психологическим давлением. Некоторые экономисты предупреждали или высказывали опасения взятие депозитов гривневых из банковской системы и потом побег в ларьки обмена доллара - пока что нет. Абсолютно паники никакой нет, все спокойно, есть небольшое давление на споте на гривну. Что касается блокады правительственных зданий, на самом деле она больше такая видимая, ситуативная. Действительно, члены правительства находятся в здании правительства при том, что один центральный вход блокирован, два других остаются свободны. Абсолютно никаких проблем нет. Мне кажется, вся остальная страна живет в обычном режиме.

Дзядко: То есть вот эти в каком-то смысле панические заявления, которые звучат уз уст представителей власти, это больше, что ли, политические какие-то заявления?

Мазепа: Насколько я помню, эти заявления были сделаны в присутствии европейских, американского и канадского послов. Наверное, какая-то доля политики в этом есть.

Дзядко: Чего можно ждать, на ваш взгляд, от тех переговоров, которые сегодня весьма вероятно состоятся и в Брюсселе, и в Москве? Во всяком случае, накануне украинский премьер Николай Азаров обещал, что две делегации направятся в двух направлениях – одна в Москву, другая – в Брюссель для переговоров с ЕС.

Мазепа: Насколько я понимаю, та делегация, которая отправляется в Брюссель, ее миссия будет носит более технический характер. То есть, это создание условий для входа в новый разговор с лидерами европейских стран. Поэтому у меня никаких ожиданий абсолютно нет и, скорее всего, это просто чисто техническая задача. Что касается переговоров с Россией, то, конечно, для экономических властей это самый основной аргумент и самый основной козырь, который наверняка они держат в руках. Среди аналитиков на Украине есть предположение, что были или есть какие-то договоренности с российским правительством, с российскими экономическими властями по поводу того, что Украина должна получить какие-то бенефиты от невступления в ассоциацию с Европой, в зону свободной торговли. Всем очевидно, что страна действительно нуждается в краткосрочной внешней помощи и, насколько я понимаю, украинское правительство очень сильно надеется и рассчитывает на эту внешнюю помощь со стороны России.

Дзядко: С чем, на ваш взгляд, связано еще одно заявление, прозвучавшее из уст Николая Азарова во время вчерашнего заседания в Верховной Раде, когда он заявил, что Украина переплачивает России ежегодно 800 млн долл? Это, опять же, политика, какой-то сигнал Москве, какой-то сигнал ЕС, иначе говоря, какая-то игра, или это что-то другое?

Мазепа: Я думаю, что это и политика, и сигнал Москве, и сигнал ЕС. Скорее всего, украинский премьер снова апеллирует на те соглашения, которые были заключены предыдущим премьер-министром Тимошенко по цене на газ, которая на Украине составляет чуть ли не под 500 долл. – 450-470. Действительно, это цена одна из самых высоких в Европе. Кроме Украины платят такую цену или выше очень малое количество небольших по размеру стран и потребителей. Очевидно, что цена на газ и газовые контракты – это чуть ли не единственная главная тема переговоров Азарова с российскими властями. Я думаю, что для теперешнего правительства, политического руководства и экономического любые договоренности с Москвой, с Россией на тему газовых контрактов и на тему цены на газ, они принципиально важны. Поэтому я не исключаю, что это могут быть такие заискивания, попытки немножко прояснить ситуацию. Вы знаете, у нас на Украине цена на газ – это вместо «здрасьте». То есть любой вопрос, у нас может быть аргумент: цена на газ высокая. Поэтому, к сожалению, эта тема у нас вошла в обиход русского языка, украинского языка, как запятую ты ставишь в каких-то предложениях. То же самое, когда наши политики бросаются аргументом цены на газ.

Дзядко: Спасибо большое.

Другие выпуски