Дипломаты нажились на детях. Почему новый дипскандал между США и Россией – это не политика, а позор

06/12/2013 - 21:41 (по МСК) Тихон Дзядко, Татьяна Арно

Новый дипломатический скандал. Прокуратура Южного округа штата Нью-Йорк в США подозревает полсотни российских дипломатов в мошенничестве при получении американского страхового полиса для малоимущих. Российский МИД уже ответил: «Это попытка взять реванш за решение вопросов, не относящихся к российско-американским отношениям». В России выступление прокурора назвали провокацией, и объявили, что и у Москвы есть претензии к сотрудникам американской дипмиссии. 

Родион Чепель: после прошлогоднего «списка Магнитского», и ответа России – закона Димы Яковлева, отношения испортил сирийский вопрос, еще был Сноуден, из-за чего Путина и Обаму рассадили по разные стороны стола на саммите G20. Вот после всего этого автоматически в контекст большой политики  попало и заявление окружного прокурора штата Нью-Йорк.

Прит Бхарара, федеральный прокурор южного округо Нью-Йорка: Дипломаты на самом деле получали зарплаты, которые намного превышали предел допуска к Medicaid. Мы предполагаем, что подзащитные делали это, получая при этом субсидированное жилье и будучи освобожденными от федерального налогообложения. Получая эти пособия, они покупали предметы роскоши в магазинах Tiffany, Bloomingdale's и Jimmy Choo и ездили в карибские круизы. Используя свои позиции в Нью-Йорке, подзащитные подали множество ложных заявлений на Medicaid, чтобы покрыть дородовое обслуживание и расходы на роды допуска.

Российский МИД обиделся. Во-первых, зачем подробности личной жизни? Ну, почему бы дипломатам не покупать своим женам подарки в Tiffany, ведь вдвойне приятно делать это именно во флагманском магазине бренда в Нью-Йорке. Такие сведения говорят о том, что за дипломатами следили. Во-вторых, наши дипломаты, случается, нарушат закон: припаркуются в неположенном месте. Зачем придавать эти вещи огласке, ведь страдает имидж страны. В общем, МИД увидел здесь политику.

Виктор Мизин, дипломат, замдиректора института международных исследований МГИМО: В отличие от других, не буду называть стран, это независимое судопроизводство, оно не зависит от какой-то администрации. Хотя, надо быть очень наивным человеком, чтобы сказать, что не было, мягк скажем, по крайней мере, каких-то консультаций. Вы понимаете, о чем я говорю.

Замглавы МИДа Сергей Рябков подхватил, он заявил РИА Новостям, что обвинения— это попытка взять реванш за решение посторонних вопросов. «Если американские партнеры хотят выяснить какие-то обстоятельства семейной или личной жизни наших сотрудников, они могут сделать это спокойно по дипломатическим каналам, а не через обвинения и не через публичную сферу. У нас много контактов и возможностей это делать постоянно». Странная реакция. Американцы заявили: мы полтора года вели расследование, выявили, что нарушения велись 9 лет и стоили нам 1,5 млн долларов. Мол, «помогите нам, это ваши граждане подделывали справки о доходах, притворялись бедными и получали госпомощь». Например, атташе Спирин с супругой родили двух детей в США. Предъявили фальшивое свидетельство, что зарплата Спирина 29 тысяч долларов в год, в то время как в анкете на получение кредитки стоит 100 тысяч долларов. Семья получила от Medicaid 37 тысяч долларов, за год на шоппинга в Apple Store и у Tiffany потратили почти всю эту сумму. Фантазией отличились 2-й секретарь Михаил Кулешов и его жена Анна. Мужа она в справке представила братом, в итоге сошла за мать одиночку с двумя детьми без дохода. Получила за бедность 21 тысячу долларов. Каждый месяц семья тратила около 5 тысяч долларов на покупки на Пятой авеню.

Со стороны американского прокурора такое заявление не провокация, а скорее это - способ привлечь внимание к проблеме. А проблема в самой программе Medicaid. Ее приняли в Нью-Йорке в 1966 при губернаторе Нельсоне Рокфеллере на волне движения за социальные реформы. Сейчас помощь по программе получают 5,5 млн. человек, а сам бюджет превышает 50 млрд. долларов - это больше, чем бюджет некоторых штатов. И проверки показывают, что около 40% этого бюджета разворовывается. Потому что получить помощь слишком просто. Отсюда усиленные проверки. Их заметили не только российские дипломаты. В российском сообществе в Нью-Йорке вообще говорят, что жить стало сложнее.

Например, газета Times еще 8 лет назад писала, как один зубной врач за день принял 991 пациентов, принимал за госталоны, отчитался и получил деньги из бюджета. Так что история с российскими дипломатами – это не политика, это история про наивность американской системы соцпомощи. А еще – история про эмигрантский менталитет наших дипломатов. Мол, живешь на чужой земле, и есть ощущение, что никому ничего не должен. А здесь есть лазейка, почему бы не воспользоваться. Но одно дело, если ты - эмигрант, который приехал за лучшей долей. И совсем другое, если ты - дипломат, живешь за казённый счет и пользуешься налоговыми льготами. Для дипломата «лайфхакинг» – как-то стыдно.

Другие выпуски