Бизнес идет в городские больницы

04/10/2012 - 21:03 (по МСК) Павел Лобков, Ольга Писпанен
Московскими больницами будут управлять частные компании. Об этом в интервью радиостанции «Эхо Москвы» сообщил заместитель мэра Москвы по социальному развитию Леонид Печатников.

Инвестору предложат потратиться на ремонт и оборудование, взамен предложено получать прибыль от обязательного медицинского страхования и платных отделений.

Правда, такие отделения придется строить отдельно, а не создавать за счет бюджетных мест. В некоторых регионах такой эксперимент уже проводится, но оценить плюсы и минусы пока трудно. Срок окупаемости такого проекта – пять лет. Поможет ли нашей медицине частник – поговорили с нашим гостем Игорем Краснолуцким, управляющим партнером клиники GMS.

Частному инвестору может быть действительно интересен такой эксперимент? Можно на этом зарабатывать, а не только благотворительностью заниматься?

Игорь Краснолуцкий: Безусловно, может. Надо отметить, что такая инициатива, если говорить про город Москву, достойна уважения, поскольку на сегодня очень сложно найти площадку для того, чтобы открыть  и оперировать медицинским центром. Мои коллеги и я с большим воодушевлением смотрим в будущее, потому что если ты добросовестный медицинский оператор, ты работаешь в бизнес-сфере, ты смотришь со стороны на государственные учреждения, зачастую видишь, что управляются они не всегда эффективно, ты понимаешь, что мог бы это сделать лучше. В данном случае наличие социальной нагрузки в виде выполнений обязательств перед городом, государством, не помешает.

Мы же понимаем, в каком состоянии сейчас городские государственные медицинские учреждения, какая там техника, оборудование, да и сами стены этих зданий. Понятно, что вложиться придется очень хорошо, при этом зарабатывать можно только на полисах ОМС.

Игорь Краснолуцкий: Разрешается, насколько я понимаю, концессионным соглашением предоставление платных услуг помимо услуг ОМС.

А не получится так, что бесплатных вовсе не останется, и врачи будут говорить, что «у нас тут не работает, а в том корпусе, где аутсорсеры сидят, есть и томограф, и все остальное, с их заключением приходите ко мне»?

Игорь Краснолуцкий: Как раз так сегодня и происходит во многих государственных учреждениях. С моей точки зрения, если такое учреждение будет управляться как единое целое, и мы не будем говорить, что есть государственное подразделение, а есть частное, - услуги оказываются единым блоком, - то эта ситуация должна исчезнуть, если мы говорим о наличии добросовестных операторов. Это большой вызов и для государства, и для бизнеса.

Мне мерещится главный врач в больнице, у которого много родственников, которые тут же создают управляющую компанию и начинают управлять больницей, которой руководит глава семьи.

Игорь Краснолуцкий: Это вопрос репутации. Мне кажется, участвовать в конкурсе должны те, кто уже доказали делом, что они работают на рынке Москвы, Новосибирска, Краснодара и имеют достаточно хорошую репутацию.

И с оговоркой не подпускать к управлению тех, кто этим занимался последние 50, 20 или 30 лет.

Игорь Краснолуцкий: Не соглашусь, потому что есть очень достойные люди среди главных врачей больниц городских и федеральных учреждений, светлые головы. Их опыт может быть использован. Мы же тоже достаточно далеко отстоим от обслуживания государственной системы ОМС. Мы очень мало про нее знаем. Мы вынуждены работать в бизнес-среде, рынке.

Он практически не работает. Имея на руках полис ОМС, ты практически никаких медицинских  услуг не получаешь.

Игорь Краснолуцкий: Вопрос эффективного использования тех ресурсов, которые предоставляет государство.

 Вы купили дорогие томографы, дорогую эндоскопическую и операционную аппаратуру. Вам нужно ее окупить, а полис ОМС не предоставляет таких услуг. Что Вы больному говорите в таком случае? Выбора у него нет, больница уже оснащена всем хорошим.

Игорь Краснолуцкий: На самом деле полис ОМС предоставляет такую возможность. Необходимо будет говорить о модернизации системы тарифов, возможно, о прикреплении не по территориальному признаку, как сегодня это происходит, а, как Вы сталкивались в Европейских странах, по факту обращения, необходимости и целесообразности оказания подобной услуги.

Сейчас по этому полису ОМС не оказывают услуги, если ты случайно заболел в другом городе или даже в другом районе.

Игорь Краснолуцкий: Экстренные, неотложные услуги окажут. Конечно, здесь очень много вопросов. Несмотря на то, что эти больницы старые, требуют ремонта, это все равно готовые медицинские площадки. Если говорить о мегаполисах, очень сложно найти место под нормальный функционирующий большой медицинский центр.

Частным инвесторам интересно это предложение как раз из-за того, что они могут взять себе лакомый кусок в центре Москвы или, например, в центре Новгорода?

Игорь Краснолуцкий: Но использовать его под медицину. Не построить на этом месте бизнес-центр. Опять мы говорим о том вызове, который стоит перед городскими властями, - использовать добросовестных операторов.

Один из руководителей одной из самых крупных и дорогих клиник в Москве мне рассказывал, что они направляют своих врачей на один-два дня в Бутырку или в другие тюремные больницы, потому обычно им приходится сталкиваться с благополучными людьми, а у благополучных людей очень небольшой набор болезней.И чтобы врачи стажировались и имели дело с самыми экзотическими, чудовищными, запущенными болезнями и тренировали руку, они их отправляют на один или два дня в такие страшные места. Ваша клиника тоже отправляет?

Игорь Краснолуцкий: Такие вещи мы не практикуем, мы предпочитаем отправлять их учиться за рубеж и, в том числе, на живых пациентах.

Ваша компания уже готова вложиться? Вы обсуждали эту новость с руководством?

Игорь Краснолуцкий: Эта новость для нас не новость. Об этом говорилось давно, закон был принят в 2008 году. Другое дело, что это существовало в рамках идей до сегодняшнего дня.

Были эксперименты в некоторых больницах.

Игорь Краснолуцкий: На самом деле их больше, чем говорится в новостях, и там попадались недобросовестные операторы, которые и мертвые души лечили.

Что сейчас по полису ОМС очень часто делается.

Игорь Краснолуцкий: К сожалению, это так. Я не могу утверждать со стопроцентной достоверностью, я не являюсь контроллером, но, наверное, это так.

Невооруженным взглядом видно.

Игорь Краснолуцкий: Что здесь скажешь. Посмотрим, как эта очень интересная идея будет реализовываться. Мы бы с удовольствием вписались.

Другие выпуски