Желнов: Сергей Владимирович, первый вопрос у меня по «закону Димы Яковлева». Было решение Европейского суда по правам человека, который признал обоснованными те иски американских семей (по-моему, 45 семей), которые были поданы в адрес России. Сегодня высказалась и уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова, назвав это решение взвешенным, Валентина Матвиенко даже предположила, что «закон Димы Яковлева» может быть отменен при прочих равных, она их сформулировала.
Железняк: Она сказала про возможный диалог.
Желнов: Нет, там слово «отмена» звучало. Не исключила, скажем корректнее. Как вы считаете, не пришло ли время его отменить или как минимум сильно пересмотреть?
Железняк: Во-первых, нашим зрителям будет, наверно, интересно, что было принято Европейским судом по правам человека. Там было три вопроса в обращении: были ли нарушены нормы права; были ли нарушены права детей; и третье ― были ли нарушены права потенциальных родителей. ЕСПЧ по первым двум вопросам, по правоприменению и по нарушению прав детей, отказал истцам. Принят был к рассмотрению только третий вопрос ― нарушение прав потенциальных приемных родителей.
Удивительно, но эти приемные родители находились в момент принятия закона в очень разной степени готовности к усыновлению и удочерению, и поэтому у части из них вообще не было на тот момент никаких законных прав на усыновление. Но ЕСПЧ посчитал, что раз это обращение по одному и тому же поводу, то они имеют равные права. Он счел, что даже несмотря на то, что права детей не нарушены, российское законодательство и международное право не нарушены, тем не менее компенсация, пускай и сильно урезанная, ― насколько я помню, с 30 до 3 тысяч евро на пару усыновителей, ― должна быть выплачена.