Медвежья услуга: как Мединский хотел расчистить прокат для патриотического фильма, но у него ничего не получилось

19/01/2018 - 22:08 (по МСК) Ольга Гладышева, Михаил Фишман

Заместитель министра культуры Сергей Обрывалин прокомментировал перенос картины «Приключения Паддингтона-2» с 18 января на 1 февраля 2018 года. По его словам, все фильмы должны получать прокатное удостоверение. Без него показывать фильмы нельзя, как и продавать билеты. Но прокатное удостоверение было. О способе «импортозамещения» от Минкульта — материал Ольги Гладышевой.

«Прикрываясь лозунгами о радении за национальные интересы, Минкультуры ведет политику практического уничтожения частного кинопредпринимательства в стране!» — эти строчки из письма Ассоциации владельцев кинотеатров России вызвали острую реакцию министра культуры Владимира Мединского. «Я всегда оперирую только цифрами, а не абстрактными криками о цензуре. У нас кого ни тронь, все начинают орать про цензуру», — ответил он.

Все началось с того, что владельцы кинотеатров за сутки до премьеры двух зарубежных фильмов «Приключение Паддингтона-2» и «Бегущий в лабиринте: лекарство от смерти» вдруг обнаружили, что Министерство культуры перенесло дату выхода этих картин на экраны с 18 января на 1 февраля. К тому моменту уже было продано билетов на сумму более 700 тысяч рублей. Позже пресс-служба Минкульта назвала предварительную продажу билетов незаконной.

Ради какого фильма перенесли премьеры западного кино, кинотеатрам не объяснили, но источники газеты «Ведомости» в киноиндустрии рассказали, что так Минкульт решил поддержать российского производителя — абсолютного лидера проката «Движение вверх», который уже посмотрели более 7,5 миллионов человек, и фильм «Скиф», который вышел в прокат 18 января.

Фильм «Скиф» — это довольно жестокое историческое фэнтези «о смене цивилизаций» — сражения, кровь и рейтинг 18+. То есть никаких пересечений с медвежонком Паддингтоном, основные сеансы которого днем для детей в возрасте 6+. Более того, решение скорее всего принималось исключительно чиновниками из Минкульта, которые даже не подумали спросить у самих кинопроизводителей, нужна ли им такая помощь: «Это такая для нас совершенно некомфортная ситуация, как говорят, в таких случаях простонародным языком: "Нас подставили". И это неприятно», — рассказал продюсер фильма «Скиф» Сергей Сельянов.

Это не первый случай, когда Минкульт искусственно двигает даты премьер — так, например, произошло три года назад с отечественным фильмом «А Зори здесь тихие». Тогда ради него в прокат на неделю раньше запустили американский боевик «Мстители». Поднимать российское кино с колен в разные годы пытались по-разному. В позапрошлом году Минкульту удалось даже договориться с кинотеатрами: теперь российские фильмы составляют не менее 20% от их репертуара, но первые попытки были куда грубее: просто свозить людей на патриотическое кино. Так было, например, с «Утомленными солнцем-2» Никиты Михалкова, но фильм все равно провалился в прокате. В конце прошлого года Минкульт предложил новую меру: взимать с кинотеатров по 3% от стоимости билетов, а потом направить эти деньги в «Фонд кино».

Но нашлись и сторонники таких методов поддержки российского кинематографа: в ответ на открытое письмо владельцев кинотеатров, опубликованное в фейсбуке, на страницах государственной «Российской газеты» появилось послание на имя премьер-министра Медведева в защиту министерства культуры, которое подписали продюсер Федор Бондарчук, режиссер Андрей Кончаловский и другие кинематографисты. «Министерство культуры защищает интересы государства. И это, на наш взгляд, его прямая обязанность. У нас снова появилась надежда на полномасштабное возрождение нашего кино. Кроме этого важна и патриотическая, идейная составляющая — наши люди смотрят наши фильмы, и это правильно», — написано там.

Правда, один из подписантов, Карен Шахназаров, рассказал, что письмо готовилось в недрах самого Минкульта: «Письмо-то просто зачитали, спросили меня. Это в Минкульте, конечно, готовили письмо. Я считаю, что нападки на Министерство культуры шли с этим делом необоснованно. Никакой цензуры я в этом не вижу. То, что, возможно, в дальнейшем надо как-то заранее это планировать, договариваться, находить компромиссы, чтобы интересы были и у российских производителей, и у прокатных компаний соблюдены. Вот и все. Тут вон детей убивают топорами, а тут какую-то хрень мы обсуждаем».

Открытые письма и ответные обращения к Медведеву все-таки привели к диалогу: Министерство культуры собрало закрытое совещание с кинопрокатчиками. Было решено, что фильм про медвежонка Паддингтона все-таки выйдет в прокат уже на этих выходных. ​

Фото: Carlo Allegri / Reuters

Другие выпуски