Кто не вышел из «ВКонтакте»? Как украинские чиновники отреагировали на запрет соцсетей

20/05/2017 - 00:42 (по МСК) Мария Борзунова

Опубликовав указ о блокировке российских соцсетей, Петр Порошенко оставил последний пост в своей группе «Вконтакте» и призвал жителей Украины перестать использовать заблокированные сервисы.

Мария Борзунова выяснила, кто в стране последовал примеру президента Порошенко и отказался от российских соцсетей, а кто по-прежнему обновляет свою страницу «ВКонтакте», пользуясь доступными различными путями обхода блокировок.

Президент Петр Порошенко закрыл для своих граждан доступ к «Одноклассникам» и «ВКонтакте», «Яндексу» и остальным российским телеканалам. Также был закрыт доступ к бухгалтерской программе 1С, что может означать настоящий кризис для сотен тысяч украинских предприятий.

Решение о блокировке сайтов вызвало неоднозначную реакцию на Украине. Так, например, в партии «Оппозиционный блок» назвали указ «средневековым» и отметили, что он отбрасывает страну в ряды тоталитарных государств, а депутат Рады Ирина Бережная, представляющая Партию регионов, написала на своей странице «ВКонтакте»: «Добро пожаловать в Северную Корею».   

Расшифровка сюжета

 

Петр Порошенко принял решение о блокировке российских сайтов на Украине, в том числе «Одноклассников», «ВКонтакте», «Яндекса» и mail.ru. Решение восприняли неоднозначно, кто-то счет его логичным и верным, а кто-то назвал цензурой. «ВКонтакте» — самая популярная сеть соцсеть среди украинских пользователей. Есть те, кто, видимо, не прислушался к призыву Порошенко немедленно выйти из всех российских соцсетей. Например, страница мэра Харькова Геннадия Кернеса была онлайн сегодня, в четыре часа вечера. Оппозиционный депутат Верховной Рады и член Партии регионов Ирина Бережная в день принятия указа опубликовала на своей странице пост в надписью «Добро пожаловать в Северную Корею!». Осудили решение Порошенко заблокировать российские соцсети и критики нынешнего режима из партии «Оппозиционный блок», правда, у группы всего лишь шесть с половиной тысяч подписчиков.

«Оппозиционный блок осуждает решение власти о запрете доступа украинских граждан к наиболее популярным в Украине социальным сетям интернета — ВКонтакте и Одноклассникам. Это средневековое решение отбрасывает Украину в ряды тоталитарных государств, нарушая базовые права граждан на свободу слова и информации. Мы требуем отменить указ о запрете доступа к соцсетям и призываем все демократические силы Украины и мира поддержать нас».

Блокировка российских соцсетей может ударить по добровольческим батальонам и движениям, ведь «ВКонтакте» — основная площадка для их групп и пабликов. Например, замглавы Национального корпуса, партии, которая была создана на основе батальона «Азов», назвал блокировку ущемлением свободы слова. В интервью «Настоящему времени» он сказал, что в Фейсбуке за полгода группу партии удаляли не менее четырех раз. В России доступ к группам «ВКонтакте» Национального корпуса и батальона «Азов» заблокировал Роскомнадзор.

Как пишет Deutsche Welle, радикальный политик Олег Ляшко сначала никак не отреагировал на указ Петра Порошенко и продолжал делать публикации на своей страничке в «ВКонтакте», там у него 88 тысяч подписчиков. Но вскоре и он удалил свою страницу. Сам Петр Порошенко после призыва не стал удалять свою группу, а просто перестал ее обновлять. В группе украинского президента около полумиллиона участников, но основной площадкой для украинских политиков всегда был не «ВКонтакте», а Фейсбук.

Виталий Мороз, руководитель программ новых медиа «Интерньюз-Украина»: «ВКонтакте — от пятнадцати до двадцати миллионов пользователей, в Одноклассниках где-то около девяти миллионов, в украинском Фейсбуке около шести миллионов. Но нужно понимать, что гражданское общество Украины, оно использует Фейсбук, в первую очередь, и половина, например, пользователей ВКонтакте они используют пассивно, для прослушивания музыки и просмотра видео. То есть количество, если говорить языком цифр, да, это самая большая социальная сеть,ВКонтакте. Если говорить языком влияния на общественные процессы гражданского общества, то Фейсбук это номер один».

Технически заблокировать российские соцсети и сайты очень сложно. Об этом же в день указа сказали и в интернет-ассоциации Украины, а эксперты напоминают, что сейчас есть множество путей обхода блокировок.

Сергей Петренко, бывший глава «Яндекс. Украина»: «В случае России в Украине нет никакого способа одним нажатием кнопки запретить какой-либо сайт, вот физически нет такой системы. И ее за пять минут не построишь. Поэтому я даже не представляю, как это собираются, условно говоря, вводить в действие, потому что кроме как обойти ногами несколько сотен провайдеров и доставляющих услуги доступа, и попросить их выполнить указ президента, я просто не представляю, как это сделать».

Виталий Мороз: «Мы все здесь, гражданские организации, учим, как использовать VPN, то есть я бы сказал так, что с одной стороны, это шаг для информационной независимости страны, но с другой стороны, это будет оценено негативно международными организациями, я думаю».

Другие выпуски