Гладкий и круглый, как елочная игрушка: почему кампания Путина — чистая имитация

Колонка Михаила Фишмана
08/12/2017 - 23:33 (по МСК) Михаил Фишман

Владимир Путин будет баллотироваться — об этом он объявил перед работниками завода ГАЗ в Нижнем Новгороде 6 декабря. Если действующий президент снова победит на выборах, то стартует его четвертый президентский срок. Михаил Фишман о том, почему кампания Путина-2018 — чистая имитация.

Михаил Фишман:

Путин выдвинулся на свой четвертый срок. Хотя, тут действительно смотря как считать, — и все бросились подсчитывать: сколько лет нам будет в 2024 году? Сколько мы проживем при Путине. Я вас сразу разочарую — в этих подсчетах немного смысла. Новый шестилетний срок — это лишь примерная заявка на дистанцию, очередная засечка, но точно не срок, когда закончится власть Путина над Россией.

Так еще можно было рассуждать шесть лет назад — до Крыма, до войны на Украине, до санкций. Тогда, в 2012 году, Путин боролся за свою власть — сначала Медведева отодвинул, потом разбирался с Болотной площадью. В его действиях были и смысл, и эмоции. Помните знаменитое «Не отдадим Москвы и слезы после победы?» Он к кому-то обращался, ему что-то было важно.

Теперь совершенно другое дело. Впервые кампания Путина — чистая имитация. Она не нужна никому — и в первую очередь самому Путину. С его точки зрения это бессмысленный ритуал. Слезы 2012 года, разумеется, могли быть лицемерными, но теперь никаких слез не будет. Вы заметили: Путин стал гладкий и круглый как елочная игрушка? Его не за что ухватить. Нельзя сказать, о чем он думает, что ему интересно. Он обращается к аудитории с четкими, но абсолютно стерильными словами.

Старт кампании растянули между молодежью и рабочими. Молодежь — понятно, это тренд года, называется «Россия устремленная в будущее», а без рабочих вообще никак. Рабочие — это и есть тот самый советский народ, от имени которого все в России и делается. Без рабочих — помните эти скулы на лице, эти мускулистые руки, это ясный взгляд, — без рабочих вообще никак.

Простые рабочие образца 2012 года сначала задумывались примерно так же — такой же советский штамп — но потом им выдали в руки вилы. Зато теперь никаких вил не будет. Не будет лиц, кроме одного. Массовку будут снимать издалека и под софитами, а Путина прямо в фас. Образ кампании 2018 года — это Путин среди шквала аплодисментов, который наложат на постпродакшне, а также световых спецэффектов. Кино про Коловрата, только с лицом Путина в главной роли.

Фото: Sergei Karpukhin / Reuters

Другие выпуски