«Раж контроля вошел в свой апогей»: Наталья Зубаревич о бессмысленной отчетности, новых наказаниях для регионов и невиданной щедрости после протестов

13/03/2019 - 18:01 (по МСК) Лев Пархоменко

Профессор географического факультета МГУ, эксперт по экономике регионов России Наталья Зубаревич объясняет, почему параметр KPI бессмысленен для власти, как губернаторы будут рисовать нужные Москве цифры, почему власть слишком увлеклась контролем и чем это чревато, какие новые наказания придумали для регионов и как правительство награждает за отсутствие протестов.

Всем добрый вечер. Это программа «Деньги. Прямая линия» на телеканале Дождь. Меня зовут Лев Пархоменко. Не как всегда, среда сегодня, а не понедельник, но тем не менее в эфире программа, в которой мы общаемся с ведущими экспертами, экономистами, в общем, с людьми, понимающими в финансах, деньгах и экономике. Я очень рад, что у нас сегодня в гостях Наталья Васильевна Зубаревич, профессор географического факультета МГУ, хорошо известная вам, и нам, и всей стране, пожалуй, уже, как один из главных экспертов по тому, что у нас вообще происходит географически, в регионах, в общем, что у нас происходит по всей стране, как они живут, что у них хорошо, что плохо.

И вот сегодня об этом мы и поговорим, у нас огромное количество, как всегда, к вам, Наталья Васильевна, вопросов от наших зрителей, каждый про свой родной дом спрашивает. Ну и начнем мы все-таки, пожалуй, с верхнего уровня, а именно с того нового подхода, наверное, или не нового, я не знаю, который наши федеральные власти решили применять к региональным, а именно огромное бесконечное количество разных KPI, что в переводе на русский можно сделать как ключевых показателей эффективности, которые предлагается применять в первую очередь к губернаторам, к вице-губернаторам, в общем, к региональным властям для того, чтобы все-таки наконец-то нам всем понять, кто хороший губернатор, а кто не очень.

А то мы не знали.

Ну как-то это неопределенно, хочется знать наверняка. Я здесь только поддерживаю наши федеральные власти в этом. Давайте для начала, потому что действительно их очень много, и новостей по поводу них очень много, давайте попробуем, кратко разложим, потому что есть KPI от администрации президента.

Это про выборы и про поддержку власти.

Это про выборы, только то, что касается политики. Окей, давайте сейчас чуть-чуть на них остановимся. У нас там есть, да, про доверие к властям, основывается на шести критериях, показатель доверия президенту, индекс поддержки губернатора, это вот про те, которые мы знаем.

Это про вице-губеров по внутренней политике. А дальше это явка на выборы, это первый тур и так далее, в общем весь этот KPI уже давно администрацией президента отрабатывается, но сейчас вербализовали, простите за умное слово. Расслабьтесь по этому поводу, всегда по этим критериям оценивали.

Хорошо. Давайте попробуем это перевести в формат программы «Деньги. Прямая линия». С точки зрения экономики и денег, эти KPI имеют какое-то значение?

Ни о чем.

Совершенно?

Ни о чем, потому что меня больше всего радует политический критерий — уровень поддержки президента в регионе, за который наказывают или хвалят губернатора. Вот губернатор все бросить должен и отрабатывать…

Он должен разъяснять.

Он должен разъяснять, да. Будут разъяснять, будут. Вот четыре уже разъясняли про пенсионную реформу, имели проблемы.

Вы имеете в виду вот эти четыре региона, где были проблемы с выборами?

Да, конечно. Федеральные решения есть федеральные решения, губернаторы крайние, это мы понимаем. Но почему это должно входить в оценку их эффективности, я, честно говоря, не в теме, видимо, какие-то высокие… Есть такое понятие «игротехника», это умение создавать команды, работать в командах, раскрывать внутренний потенциал, этим очень знаменита была школа Щедровицкого, к которой некоторое примыкание имели люди из Кремля. И, видимо, два подхода, вот можно я так скажу. Слово KPI это из бизнеса, правильно?

Другие выпуски