«Назрел вопрос о назначении „реального“ премьер-министра»

Константин Сонин о ценах на нефть, санкциях и о том, как замена премьера способна поднять фондовый рынок и инвестиции
23/12/2015 - 21:20 (по МСК) Лев Пархоменко

Экономист, профессор Чикагского университета и НИУ ВШЭ Константин Сонин ответил на вопросы зрителей Дождя об экономике — как назначение нового премьер-министра повлияет на фондовый рынок и инвестиции, что будет с ценами на нефть в новом году, о новых санкциях и многом другом.

Самые острые вопросы зрителей и ответы Константина Сонина:

 

Президент Путин говорил, что скоро все наладится в экономике, но когда нам скажут о реальном положении дел и реалистичный прогноз по ценам на нефть?

Для большей части мира чем ниже цена на нефть, тем лучше. Если бы весь мир мог проголосовать, цена на нефть была бы ноль, поэтому популярная формулировка «комфортная цена на нефть» — бессмысленна. 

Я уже давно сказал журналистам, которые хотят услышать от меня прогноз по ценам на нефть: берите текущую плюс-минус 10 процентов и пишите, что «Константин Сонин предсказал...». Про цену на нефть известно, что лучшим прогнозом является текущая цена. 

Как установить баланс между безопасностью страны, самообеспечением и мировым разделением труда? Где граница между полезным и вредным импортозамещением?

Все очень просто: чем больше международной торговли, тем лучше. Это не значит что лучше всем: к примеру, владельцам предприятий, которые конкурируют с иностранными — хуже, но гражданам, странам и бизнесменам — однозначно лучше. Эмбарго — плохо большинству граждан. Продовольственная безопасность — безумный термин. В мирное время безопасность и оборона не должны быть в приоритете, расходы на них должны соотноситься с другими задачами: здравоохранение, образование. О том, что мы должны для безопасности страны сами себя обеспечивать мясом, мы слышим в первую очередь от тех, кто владеет мясоперерабатывающими заводами.

Есть ли предел у ужесточения санкций, до каких пор их будут вводить?

Можно думать о Советском союзе как о пределе ограничения международной торговли, а это значит, что впереди дорога длинная. Говорить о том, что что-то в плане санкций изменится после выборов президента США, не стоит. У США последовательная внешняя политика, она не меняется.

Говорили ли вы с вашими американскими коллегами о Путине? 

Нет, не говорил. Но могу сказать, что наш президент не отвечает ни за какие свои слова. Нужно обращать внимание только на его действия и считывать. Президент Обама, к примеру, что говорит, то и имелось ввиду. Это просто объяснить: американский политик проходит через очень много выборов, и каждое сказанное им слово, начиная со студенческой скамьи, будет неоднократно обсуждаться, появится в предвыборных кампаниях его оппонентов. А президент Путин давно ни в каких выборах не участвовал и разучился отвечать за свои слова. 

Почему такие как вы и Гуриев уезжают из страны? Почему государство не использует такие умы?

Каждый эмигрант — это потеря для государства и тот факт, что столько людей-интеллектуалов уезжают из страны — это плохой показатель власти Путина, значит что-то делается не так.

В регионах падает уровень жизни, население очень это очень чувствует. Возможна ли смена правительства, чтобы улучшилась жизнь?

Вопрос назначения реального премьер-министра назрел. Такого, для которого госбезопасность и министр обороны не будут выше министра образования и здравоохранения. Нужно такое правительство, где у министра финансов будет решающее слово, такое,  которое отменит контрсанкции, которое заявит, что экономика — это приоритет, важнее, чем геополитика. Это сразу вызовет оптимизм и изменит ситуацию. 

 

Также по теме
    Другие выпуски