Почему выборочная раздача денег населению не поможет? Сергей Гуриев о пособиях для безработных и льготах для бизнеса

31/03/2020 - 14:35 (по МСК) Григорий Алексанян

Гость нового выпуска программы «Деньги. Прямая линия» — экономист Сергей Гуриев. Он рассказал, какие следует ввести льготы и пособия граждан, чтобы избежать серьезных потерь из-за пандемии коронавируса. 

Вот возвращаясь к этим мерам, в США, например, семьи тех, кто получают менее 75 тысяч долларов в год, они получат, собственно говоря, прямой чек от Дональда Трампа в 1200 долларов, семьи с детьми 500 долларов на каждого ребенка. В Британии тоже по две с половиной тысячи фунтов. У нас вот эти, грубо говоря, 200 долларов, которые пообещал Собянин, даже, может быть, меньше, с учетом того, что сейчас происходит с курсом, у нас это опять же конкретно узкий сегмент: безработные и те, кто получают маткапитал. Опять же не касается это общей массы населения. Это же тоже возникает вопрос, а что делать остальным?

Григорий, это абсолютно правильный вопрос. Но позвольте вас поправить. Вы сказали, что чек американцам придет от Дональда Трампа. Нет, чек придет из налоговой службы. Это деньги не Дональда Трампа, это деньги налогоплательщиков. Почему это важно подчеркнуть? Потому что когда в России говорят, что Собянин выдаст деньги, или мы предлагаем, экономисты, мы предлагаем использовать деньги Фонда национального благосостояния, мы не просим ни у кого чужих денег. Деньги, которые лежат в Фонде национального благосостояния, это наши деньги, деньги граждан России, которые мы заплатили Министерству финансов в виде налогов и которые были сложены в этом Фонде национального благосостояния на черный день. Вот этот самый черный день настал, пришло время тратить эти деньги, и пришло время помочь всем. Потому что действительно, как вы правильно сказали, кроме безработных и получателей материнского капитала, есть самозанятые, есть малые предприниматели, которые теряют бизнес на наших глазах, есть люди, которые пока не являются безработными, но станут безработными уже через несколько дней. Это ситуация, которая развивается очень быстро. Я вам напомню ситуацию в Соединенных Штатах. На прошлой неделе, в середине прошлой недели, опубликовали данные о безработице конца недели, которая заканчивалась 24 марта. За неделю до этого в Америке было чуть меньше шести миллионов безработных. За одну только неделю, которая закончилась неделю назад, прибавилось еще три миллиона безработных. Эта ситуация развивается очень быстро, и в течение одной-двух недель можно получить прирост безработицы в полтора раза, в два раза, и поэтому конечно, этим людям нужна помощь как можно быстрее. Суммы, о которых мы говорим, 20 тысяч рублей, это на самом деле нетривиальные суммы, но важно действительно помочь всем. Необходимо сделать так, чтобы люди знали — что бы не случилось, они не умрут с голода. Ведь ситуация на самом деле отчаянная, потому что многие люди потеряют работу, у многих людей в России нет сбережений, и в этом смысле, конечно, людям надо понимать, как им жить дальше.

Но при этом стоит отметить, что во всяком случае сейчас, тот малый бизнес, самозанятые, они только ощущают, скажем так, негатив от происходящего, и могут только строить какие-то прогнозы. Никто же не понимает, во всяком случае, в России, сколько продлится та же вот самоизоляция, потому что сегодня даже не может мэрия объяснить, сколько дней сидеть дома и никуда не выходить, сколько все будет закрыто, когда можно будет выходить, когда можно будет начать работу каким-то магазинам, которые продают не продукты и не товары первой необходимости, когда оживет какая-то торговля. Как вам кажется, каков критический срок вот для российского малого бизнеса, после которого начнется вот эта потеря работы, потеря бизнеса, разорение, и негативная ситуация станет уже совсем критической?

На самом деле жесткий карантин может продлиться и месяц, и два, и это скорее оптимистичные прогнозы. И чем раньше он будет введен, тем меньше он продлится. Именно поэтому на самом деле таким странным было решение Владимира Путина не объявлять карантин, а оттянуть на одну неделю принятие жестких мер. Чем скорее будет остановлено распространение вируса, тем короче будет этот самый карантин. Я живу во Франции, здесь жесткий карантин объявили на неделю позже, чем в Италии, и это, видимо, было ошибкой, нужно было учиться на уроках Италии. Но с тех пор прошло уже две недели, и пока не идет речь об отмене карантина, он продлен еще на две недели. Таким образом сейчас, на сегодняшний день, во Франции речь идет о том, что карантин продлится минимум месяц. И при этом какие-то позитивные сигналы можно усмотреть во французских данных, какие-то позитивные сигналы можно усмотреть в итальянских данных, но до окончания карантина еще далеко, просто потому, что количество заболевших, количество умерших продолжает расти.

Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски