Импортозамещение только на словах: почему идея правительства заменить «на свое» так и не сработала

01/06/2021 - 12:24 (по МСК) Маргарита Лютова

Первый вице-премьер России Андрей Белоусов заявил, что программа импортозамещения не была реализована до конца, и в период пандемии проявилась зависимость от импорта в некоторых областях экономики. Для снижения этой зависимости будет активизирована новая программа импортозамещения, — об этом Белоусов рассказал в интервью РБК. В программе «Деньги. Прямая линия» руководитель центра макроэкономического анализа «Альфа-Банка» Наталия Орлова рассказала, насколько эффективна будет для российской экономики реализация данной программы.

Еще одна вещь, которая прозвучала сегодня, уже с менее ярким подбором лексики, в интервью Белоусова, ― это импортозамещение. Такая вечная тема, но здесь очень чувствуются какие-то новые масштабы. Белоусов говорит, что есть примерно на один триллион рублей в год импорта, который пока что трудно заместить. И дальше как раз в этой связи активизируется новая программа импортозамещения.

У меня здесь такой вопрос. Да, мы увидели во время пандемии, что временно многие цепочки поставок международные прерывались. Но насколько действительно необходимо этот импорт, который трудно замещать, все-таки замещать?

Вы знаете, это сложный вопрос. Честно говоря, мне кажется, он, конечно, должен решаться на уровне компаний, да, потому что это правда, что в прошлом году многие компании, что называется, переживали, что те, кто импортозаместился, меньше уязвимы, чем те компании, которые не успели импортозаместиться.

Ну да, правда, они в то же время получают меньше технологий от иностранных компаний.

Это правда, но, понимаете, технологии ― это длинный горизонт, а вот такие проблемы разрыва цепочек ― это короткий горизонт. Вопрос технологий как раз ― это, я бы сказала, больше в ведении государственной политики, потому что компании могут оценить вот такие краткосрочные перспективы, а политика государства как раз формирует очень длинные горизонты. Значит, действительно, если мы делаем ставку на импортозамещение, в этом есть определенные плюсы, но в этом есть и минусы.

Я хочу сказать, что вообще вот такой, знаете, однозначности, что импортозамещение ни в коем случае нельзя делать, в чем-то, наверно, как в сельском хозяйстве, это даже имело положительные эффекты. Просто другой вопрос, что мы видим по статистике, что, вообще говоря, импортозамещение сработало в 2015–2016 годах, а с тех пор, в общем-то, дальнейшего, так сказать, углубления этого процесса не происходит. Это, наверно, как раз экономический сигнал, что экономика подстроилась под шок 2014 года и больше потребности в импортозамещении нет. Это может быть вопрос качества, это может быть вопрос инвестиций, да, как раз слишком коротких горизонтов, но так или иначе пока я бы говорила о том, что тема импортозамещения в экономике по статистике была отыграна и мы, так сказать, не видим никакого углубления.

То есть она только в риторике почему-то видна.

Да, пока совершенно верно.

Опять же у меня вызывает удивление, зачем продолжать об этом говорить, потому что это, в общем, как-то портит собственный же имидж. Если этого не происходит нигде в реальности, кроме как в словах, да, какова будет цена этим словам? И уже говоря более экономическим языком, каково доверие будет к правительству, которое, в общем, только говорит, но непонятно что делает?

Нет, мне кажется, что это определенный, так сказать, сигнал, да, потому что все-таки, безусловно, Андрей Белоусов рассказывает о некоторых стратегических приоритетах. Дальше будут они реализованы или нет ― это в некотором смысле следующий вопрос. А как стратегический приоритет ― мне кажется, что, безусловно, из этого интервью следует, что да, безусловно, по-прежнему остается очень большая важность государственных проектов и, собственно говоря, рост издержек, происходит он из-за роста металлургических цен или каких-то других, но это некоторая проблема, потому что это тормозит как раз вот этот процесс реализации нацпроектов.

И второй вопрос, что, конечно, государство будет стараться по мере возможности, мы не знаем, будет это эффективно или нет, но стимулировать импортозамещение. В общем, программы импортозамещения никуда не исчезали, да, они по-прежнему существуют, но просто я говорю уже по факту, по статистике не видно, чтобы они сильно меняли картину в последние годы.

Фото: nessa_rin / Unsplash

Другие выпуски