Мир протекционизма: как торговые войны приведут к новому кризису

Профессор РЭШ Наталья Волчкова о проблемах деглобализации
01/07/2019 - 20:21 (по МСК) Лев Пархоменко

Профессор Российской школы экономики Наталья Волчкова объяснила, к каким негативным последствиям может привести деглобализация, кто пострадает от следующего кризиса, почему Трамп продолжит оказывать давление на Китай и получится ли у России стать экспортером несырьевых товаров. 

Всем добрый вечер. Это программа «Деньги. Прямая линия». Меня зовут Лев Пархоменко. Как всегда по понедельникам вечером мы в эфире Дождя встречаемся с ведущими экономистами и экспертами для того, чтобы обсудить текущую повестку дня. И сегодня я очень рад, что у нас в гостях Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы и директор по прикладным исследованиям Центра экономических и финансовых исследований и разработок. Наталья, добрый вечер, спасибо, что пришли.

Добрый вечер.

Для наших зрителей, многие из которых уже не раз видели Наталью у нас в эфире и знают ее хорошо, скажу, что Наталья один из главных экспертов в области международной торговли и в общем всего, что связано с международной экономикой и взаимодействием стран в части денег, производства и всего прочего. Вот, собственно, про это и хочется сегодня проговорить, потому что на самом деле есть ощущение, что накопилось довольно большое количество вопросов. Мы очень много их обсуждаем по чуть-чуть, по отдельности, про торговую войну, про некие новые, так сказать, правила игры, которые, кажется, вырисовываются и так далее. И вот хочется попробовать сегодня как-то все это расставить по местам и понять, что действительно происходит, и являемся ли мы свидетелями какого-то коренного перелома или чего-то подобного.

И с этого мне хочется начать на самом деле разговор. Все-таки мы где сейчас? Потому что все чаще можно слышать от разных чиновников разного уровня такое слово как деглобализация. Вот еще вчера все говорили глобализация, а сегодня уже, оказывается, деглобализация. Это какая-то риторика, это такие разговоры или действительно что-то новое началось?

Это, наверное, новое, которое хорошо забытое старое. В восьмидесятые, девяностые и в первое десятилетие XXI века мы жили в так называемой «третьей волне» глобализации, действительно которая вышла на самые высокие уровни взаимосвязанности экономик на мировых рынках, чем когда-либо в истории, и это неизбежно привело к тому, что накопились диспропорции в перераспределении в каждой из стран, участвующих в международной торговле. Одно из таких фундаментальных свойств международной торговли, я бы выделила их два, фундаментальных свойства, одно это то, что повышается эффективность каждой экономики, которая участвует в международном разделении труда через механизмы торговли товарами и услугами, а второе свойство, оно является следствием первого, это перераспределение внутри экономик. Притом, что каждая экономика выигрывает в международной торговле, внутри нее этот выигрыш не достается всем равномерно. Кому-то достается очень много, кому-то достается плюс, но меньше, а кто-то от этого проигрывает. Это фундаментальное свойство, оно известно уже было много столетий назад…

И это проблема.

Это проблема, в общем-то, государственности, а государство для того, чтобы повышалась в условиях международной торговли эффективность экономики, должно эффективно перераспределять, и механизм перераспределения есть. И теория это уже хорошо давно доказала, что можно перераспределить через соответствующие механизмы. Не всегда это бывает легко, но это возможно перераспределить.

Но здесь сразу хочется задать вопрос, а разве это претензии к глобализации, а не претензии к конкретным государствам, к их руководителям и так далее?

Нет, это не претензии к глобализации, это к конкретным государствам, конечно.

Я к тому, что наверное, даже не будь глобализации, им все равно надо было что-нибудь распределять, и они бы также хорошо или плохо это делали.

Конечно. Но если вы очень долго не перераспределяете эффективно, у вас есть иногда довольно узкая группа лиц или отраслей, которые выигрывают от глобализации, то накапливается недовольство тех, кто проигрывает. И это недовольство может быть собрано политическими силами, и использовано, что мы часто называем «популизм», использовано этими силами для того, чтобы прийти во власть, усилить свое положение во власти и запустить процессы деглобализации в пользу тех, кто проигрывал от глобализации в течение нескольких десятилетий. И это в общем-то то, что мы наблюдаем сплошь и рядом, это очень иллюстративно в Европе в рамках процесса «брексита». Трамп, пришедший к власти, тут же запустил механизмы перераспределения как раз в пользу тех, кто проигрывал за счет глобализации, и он запустил процессы деглобализации для американской экономики как раз в пользу тех, кто…

Это вот «вернем производство домой»?

Также по теме
    Другие выпуски