Бюджет вместо людей и экономики: что на самом деле в приоритете у правительства

26/06/2018 - 11:51 (по МСК) Маргарита Лютова

Главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин объясняет, почему главная цель правительства — обеспечение комфортного бюджета, а не улучшение экономики. 

Полную версию программы смотрите здесь.

Как раз чуть-чуть возвращаясь к тому, что потребление нас всё-таки фактически двигает вперед, то есть это мы оплачиваем тот небольшой экономический рост. В этом смысле то, как сейчас действует правительство через налоги, повышение пенсионного возраста, оно, что, считает, что есть ещё запас прочности у этого драйвера в виде населения? Потому что инвестиции так не поддержишь. Получается что? Они как-то нас оценивают годными ещё для извлечения дополнительных средств?

Вот, да, мне кажется, да, этот момент очень важный. Смотрите, я думаю, да, они считают, что есть ещё некоторый запас прочности у населения. Просто эта история не про рост. Мне кажется, что экономическая политика властей в последние годы, кто бы что где бы и как бы ни говорил, не про рост российской экономики, не про развитие и точно не про его ускорение.

Скорее так: власти довольны и даже, может быть, счастливы, что он есть. Но обеспокоены они тем, как обеспечить стабильность и в первую очередь качественные фискальные показатели бюджета, да, то есть чтобы они были как можно более комфортными, желательно без дефицита. Если вы помните, риторика Минфина все последние годы никак не менялась. Просто пока он пытался добиваться вот этого, чтобы доходы по возможности не увеличивались, стремиться к нулевому дефициту ― у них на 2019 год была такая цель озвучена еще несколько лет тому назад. Это было громко, то есть об этом говорили громко.

Сейчас, когда де-факто он получил права и мандаты на все вот эти действия, теперь уже говорить громко об этом не обязательно, можно просто делать. И мы наблюдаем вот этот достаточно бухгалтерский четкий подход, да, к обеспечению комфорта, фискального в первую очередь комфорта в бюджетной системе, в первую очередь в федеральном бюджете, потому что этот комфорт в существенной степени обеспечивается за счет регионов.

И слабейшие из них, в общем, это в том числе чувствуют прямо в своих бюджетных финансах. Это тоже существенная проблема, потому что надо понимать, до каких пор можно стягивать простыню в центр. Определенные проблемы сейчас мы имеем, пока они не так велики, но вообще с годами они могут увеличиться, и очень сильно. И в данном случае то, что мы наблюдаем в части и пенсионного возраста, и НДС, это именно попытка как можно больше комфорта как минимум на среднесрочную перспективу обеспечить федеральному бюджету.

То есть бюджет вместо людей и вместо экономики?

Видите, всё-таки МРОТ мы подтянем, да, доходы определенным образом будут увеличиваться, низкая, чрезвычайно низкая безработица и достаточно консервативная миграционная политика, когда, в общем, мигрантам скорее ставятся препоны, притом что на рынке труда есть дефицит, обеспечат определенный рост доходов населения.

Поэтому сказать, что прямо вместо, неправильно. Скорее вместо увеличения благосостояния. То есть более или менее стабильный уровень благосостояния, то есть не идеальный, не очень комфортный, да…

Потерпят.

Без возможности делать сбережения. Абсолютно верно. Но президент же несколько лет назад так и сказал. Он рассчитывает на то, что люди потерпят. Люди пока терпят. Поэтому в этом смысле всё верно. Просто надо понимать: политика развития и «потерпят» ― это две совершенно разные вещи. Вот действительно большое количество людей, возможно, десятки миллионов всё ещё находятся в состоянии терпения, да, потому что их финансы стеснены, возможности делать сбережения ограничены. Это, в общем, так или иначе видно в том числе из официальной статистики.

Но сказать, что прямо катастрофа, ― нет. Маргинализация, наверно, не грозит. Я не вижу этого. Государство скорее предпринимает в силу каких-то возможностей даже попытки сгладить очень высокую дифференциацию населения, которая в последние годы выросла, но они пока не очень успешны.

Но зато бюджет ― это такая понятная краткосрочная цель. Вот, он должен быть сведен, а что уж там дальше, за горизонтом…

Я бы сказал так: если бы я выделял в экономической политике основную цель, да, вот стабильность ― это некая общая фраза. В первую очередь ядро понимания этой стабильности ― это комфортное состояние государственных финансов, в первую очередь финансов федерального бюджета. Я вам хочу сказать, что это четкая совершенно линия, прослеживаемая я уже не помню сколько лет. Но с 2014, 2013 года это прямо практически однозначно, с 2014, может быть. Как нефть пошла вниз.

Хорошо, с 2014 года четко прямо она звучит, совершенно однозначно и не слабеет. Не просто так, слушайте, налоговая под Минфином. Не просто так у вас Таможенная служба под Минфином.

Надо беречь.

Фактически Минфин сейчас отвечает за все доходы и расходы. Эта консолидация, да, тоже имеет очень существенный эффект.

Фото: Сергей Карпухин / Reuters

Также по теме
    Другие выпуски