Всем добрый вечер. Это программа «Деньги. Прямая линия» на телеканале Дождь. Как всегда по понедельникам вечером мы встречаемся в этой студии, чтобы обсудить последние новости из экономики, финансов и личных денег, про них мы тоже, я надеюсь, сегодня поговорим. Меня зовут Лев Пархоменко, и я очень рад, что у нас сегодня в гостях один из наших регулярных экспертов и гостей Сергей Алексашенко, экономист, бывший первый зампред Центрального банка России. Сергей, добрый вечер.
Добрый вечер, Лев. Здравствуйте, зрители.
Спасибо большое, что присоединились к нам этим вечером. Попробуем сегодня обсудить текущую повестку, довольно много новостей пришло за это время. Хочется начать с новости, пришедшей сегодня, и кажется на первый взгляд, может быть, не очень касающейся, так сказать, рядового обывателя, но тем не менее, на мой взгляд, довольно важной. Я имею в виду реформу институтов развития, которая сегодня была объявлена Мишустиным, появилась сначала в прессе, потом была объявлена. Довольно масштабная реформа, надо сказать, с точки зрения количества организаций, которые она затрагивает, около сорока в общей сложности. Я, честно говоря, даже не знал, что у нас, оказывается, целых сорок институтов развития в стране. Так вот, что говорит Мишустин: «Мы проанализировали деятельность основных действующих институтов развития, на сегодняшний день их сорок. За последние годы появились новые вызовы, которые требуют существенной корректировки их работы и перспективных планов», по его словам, анализ показал, что деятельность этих институтов слабо увязана с новыми национальными целями развития. Он, конечно, отметил про то, что в свое время они внесли большой и неоценимый вклад. Я хотел тут на несколько вещей обратить внимание особенное. Во-первых, собственно, то, что большая часть уходит в ВЭБ.РФ то, что теперь называется, раньше называлось ВЭБ или Внешэкономбанк, собственно, институт, которым руководит бывший первый вице-премьер Игорь Шувалов, и туда уходит корпорация МСП, это малое и среднее предпринимательство, Российский экспортный центр, ЭКСАР, это страхование экспорта, «Роснано», и четыре фонда: «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд инфраструктурных и образовательных программ и Фонд развития промышленности. Здесь хочется спросить такой экономико-политологический, наверное, даже вопрос, означает ли это какое-то резкое увеличение веса ВЭБа, Игоря Шувалова, что мы снова станем видеть Шувалова, так сказать, в новостях? Как вообще вот понимать такое перераспределение?
Лев, я думаю, что конечно, ВЭБ усиливает свою роль, конечно, Игорь Шувалов увеличивает свой аппаратный вес. Но поставьте себя на место премьер-министра Мишустина, и вы понимаете, что когда у вас есть сорок институтов развития, это в два раза больше, чем у вас количество министерств, то наверное, что-то у вас не в порядке. Ну не может быть такого, что сорок организаций занимаются развитием страны, технологическим, прорывным, венчурным, сельскохозяйственным, каким только ни занимаются, а развития все нет.