ФСО об «усадьбе Медведева»: «Это заповедник редких животных»

Репортаж Владислава Пушкарева из Плеса
25/09/2016 - 23:01 (по МСК) Влад Пушкарев

«Я понимаю, как вы устали. Но мы не имеем права отдыхать», — сказал премьер Медведев активу «Единой России», которая на выборах получила конституционное большинство в Госдуме. На фоне этого триумфа политологи говорят о новом росте акций Медведева, а предвыборные страсти вокруг таинственного поместья якобы премьера в Плесе отошли на второй план. Федеральная служба охраны открестилась от усадьбы «Миловка», заявив, что не имеет отношения к поместью в Плесе.

Владислав Пушкарев проехал по медведевским местам и увидел, как глубоко высочайшее присутствие изменило жизнь обитателей городка.

На подъезде к усадьбе мы встретили сотрудников ФСО. На вопрос, какое правительственное учреждение они здесь охраняют, один из сотрудников ответил: «Нет, не правительственное. Понимаете, это заповедник редких животных».

Так усадьбу «Миловка» еще никто не называл, хотя в новостях дворянское гнездо Горбуновых-Черневых упоминалось часто. Впервые — восемь лет назад, когда в сети появилось несколько фотографий усадьбы, сделанных с воды.

На официальном сайте Плеса главный туристический маршрут так и называется — «От Красной стены до дачи Медведева». Но о самой «даче» информации мало. Шестиметровый забор так и скрывал бы её от посторонних глаз, если бы в Фонде борьбы с коррупцией не догадались запустить в небо над Миловкой квадрокоптер.

На видео не самая роскошная усадьба, но обустроено всё со вкусом — горнолыжный склон, станция спецсвязи, футбольное поле, гостиница для персонала, три вертолетных площадки, пруд с домом для уток и само здание старинной дворянской усадьбы. Всего забор окружает около 14-ти гектаров земли.

Видео «Секретная дача Медведева» сразу набрало больше трех миллионов просмотров. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова даже выступила с опровержением: если бы Медведев владел усадьбой, то ее охраняла бы ФСО. Но усадьба в Миловке — цитата — «не находится в собственности Дмитрия Анатольевича Медведева и не используется им и членами его семьи на другом правовом основании. Например, аренда».

Представитель ФСО Александр Рясков подтвердил: его ведомство усадьбу не охраняет. Правда, первое, что бросается в глаза в самой Миловке, — десятки камер видеонаблюдения и сотрудники той самой Федеральной службы охраны.

Ирина Мальцева, внештатный корреспондент газеты «Плёсские Ведомости»: Охраняется это все круглогодично, охрана и прислуга содержится круглогодично. Это место работы, заработков для местных жителей.

Ирина Мальцева первой написала о появлении тогда еще президента Медведева в этих местах. С тех пор она на особом счету — уже через пару часов после начала съемок местные полицейские интересуются нашими документами и объясняют это тем, что поступило некое анонимное сообщение, что «неизвестные лица фотографируют, снимают на камеру» местность.

Какую именно тайну от нас охраняют, неясно — местные жители давно называют премьер-министра соседом, хотя и не все от этого в восторге:

Я езжу на снегоходе в объезд, за 10 километров, чтобы попасть на Волгу. Считаете, это нормально? Когда он бывает здесь, приходят, говорят, чтобы не шумели, туда-сюда.

На только что построенной объездной дороге, ведущей к даче, в основном машины с московскими номерами. Дорога стоила 223 миллиона бюджетных рублей. Ее строили второпях — рабочие заперли машины местных во дворах. Даже старое плесское кладбище на всякий случай убрали с глаз долой.

В пользу новой дороги спешно изъяли картофельное поле фермера Альбины Синициной. Когда она попыталась выяснить, почему это произошло, прораб стройки ей заявил: «Мы ничего не знаем, у нас есть разрешение, мы строим дорогу на Миловку». Свою компенсацию она получила только после многомесячных скитаний по всем инстанциям.

Альбина Синицина, фермер: Наверное, не захотели по городу ездить. Но все равно ведь он не ездит по городу, он всегда на вертолете летает. Но его прихвостни-то, наверно, ездят тут.

Сейчас в Плесе тихо — сезон закончен. Обычно оживленный левый берег Волги пустой. Гением места и главной звездой Плеса почти два века считался Исаак Левитан. Правда, теперь туристы даже в музее его имени чаще спрашивают о другом дачнике.

«Многие считают, что Левитан ― самый известный дачник. Был до недавнего времени, ― рассказывает директор Плесского музея-заповедника Алла Чаянова. ― Сейчас, наверно, мы можем сказать, что в числе известных дачников есть и люди, которые имеют прямое отношение к правительству».

Директор левитановского культурного центра Алла Чаянова водила чету Медведевых по полуразрушенной выставке еще в 2008 году. После этого фонд «Дар» оплатил ремонт галереи. «Несколько десятков миллионов, может быть, порядка 40. Всем известно, что и к реставрации церкви на площади этот фонд имеет отношение», ― рассказывает Алла Чаянова.

По документам усадьба Миловка  принадлежит фонду «Градислава». Ему ее в 2012 году передал тот самый фонд «Дар». Его в 2011 учредила компания ООО «Левит» бизнесмена Леонида Михельсона и депутата Госдумы от «Единой России» Леонида Симановского. ​Часть бывших сельхозугодий теперь обнесли забором. В феврале этого года «Дар» выкупил у местных властей еще 720 гектаров земель сельхозназначения. 

«В этом году они были переданы Медведеву в аренду под охотничьи хозяйства, ― говорит корреспондент газеты «Плесские Ведомости» Ирина Мальцева. ― За очень короткий срок был поставлен очередной забор вокруг леса, вот здесь, как говорят, будут разводить животных для охоты».

Куда царь — туда и псарь. В какой-то момент инвестировать в Плес стало попросту модно.

Алексей Шевцов, экс-мэр Плеса: Плес в инвестиционном смысле не для практичных людей. Плес привлекает людей, которые вообще-то иррациональны. Они оставляют в нем деньги.  

В результате на месте заросшего пасторальной травой волжского берега выросла гранитная набережная с арбатскими фонарями, а провинциальный Плес местами стал напоминать собянинскую Москву.

В отеле и ресторане Елены Маньенан «Частный визит» Медведев впервые побывал в том же 2008. Считается, что тогда Елена и подружилась со Светланой Медведевой. Последний раз, говорят, приезжал 8 марта. Хозяйка провинциального отеля быстро вошла в роль федеральной звезды. Ее приглашали в программу к Юлии Меньшовой на «Первый канал», про гостиницу рассказывал Михаил Ширвиндт в программе «Хочу все знать».

 

Прайс-лист гостиницы — обычный для Плеса медведевского периода, за номер просят от пяти до сорока тысяч рублей. Еще несколько лет назад из окна ресторана открывался вид на среднерусскую пастораль, теперь — в основном на новые дачи. Корреспондент «Плёсских Ведомостей» Ирина Мальцева рассказала, что одно из зданий строит нынешний мэр Тимербулат Каримов.

С октября прошлого года Каримов ― не просто плесский дачник: его единогласно выбрали председателем совета городского поселения. Дача на полтора гектара принадлежит его жене Инге Игоревне — дочери главы Роснефти.

В нижней части города после 2008 года скупают в основном земли и строят коттеджи. Верхняя, историческая ― ветшает и оседает. Местные жители говорят: «Тут вертолеты летают, один ОМОН, одна милиция кругом. Так что близко не подойдешь».

Виды старого Плеса чете Медведевых хорошо знакомы — по пейзажам местных художников. «Жена его купила у многих художников хотя бы по одной работе, — рассказывает художник Виталий Панченко, — в этом смысле художникам, конечно, здесь нормально. Поэтому другие художники, может быть, и завидуют».  

Правда, в Белом доме и ФСО уже вторую неделю доказывают — Дмитрий Медведев не «хозяин земли русской», а только временный гость на четырнадцати её гектарах, обнесённых аккуратным забором.

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски