Как прийти к власти при помощи лайков в фейсбуке

Автор технологии, «выбравшей» Трампа, — о том, можно ли взломать целый народ
11/12/2016 - 03:33 (по МСК) Павел Лобков

Расследованием года уже назвали статью в швейцарском  журнале «Дас Мэгазин» о секретах победы Трампа. Мир в оторопи от предполагаемых кадровых назначений в его администрации, ЦРУ опять ищет руку русских хакеров, но швейцарцы докопались до совсем иного. Казалось бы, что общего у старомодного Трампа, которого только перед выборами обучили пользоваться твиттером, и технологиями Big Data — искусственным интеллектом? Но авторы статьи утверждают — чудо Трампа при том, что по стране он получил меньше голосов, чем Хиллари, и своей победой обязан сотням тысяч голосов в Висконсине, Пенсильвании и Мичигане — это чудо цифровых технологий, когда практически на каждого потенциального избирателя был составлен подробнейший психологический портрет. Лилия Яппарова поговорила с человеком, который считает, что это так дорого продало Трампа.

«Черные лебеди» мировой политики выплыли из фейсбука. Брэксит и Дональд Трамп ― говорят, чтобы все это стало возможным, британцам и американцам пришлось пережить высокотехнологичные манипуляции. Ликующие толпы сторонников могли собрать большие вычислительные мощности и сложные алгоритмы, которые понадобились для анализа лайков. Вот что после изучения социальных сетей стало понятно про 45 тысяч человек в штате Айова.

Александр Никс, основатель Cambridge Analytica: Мы можем сузить выборку еще дальше ― можем сконцентрироваться только на тех, для кого важно право на ношение оружия. Чтобы убедить этих людей проголосовать правильно, нам понадобится заряженное послание на эту тему.   

О том, как сделать самую эффективную в человеческой истории политическую рекламу, Александр Никс рассказал в самый разгар американских выборов. Самое важное ― не ориентироваться на пол или расу: кто сказал, что все женщины голосуют одинаково?

Под конец выборов компания Никса Cambridge Analytica начнет работать с Дональдом Трампом, а афроамериканцам в фейсбуке станут показывать посты с видео, где Хиллари Клинтон сравнивает чернокожих мужчин с хищниками.

О том, что это может произойти еще два года назад предупреждал ученый Михал Косински: «Я вижу рекламу в интернете и не подозреваю, что она была специально подогнана под мой подробнейший психологический профиль, который был измерен даже без моего ведома – это просто жутко». Уже тогда он разрабатывал аналог технологии, триумфом которой называют победу Трампа. От его исследований даже остался сайт, на котором можно поиграть в Большого брата с самим собой.

Михал Косински, доцент Стэнфордского университета: Они могут кликнуть вот сюда и дать сайту доступ к лайкам в фейсбуке. Сайт предположит, какого они пола, что за люди, насколько умные, довольны ли жизнью, прирожденные лидеры или нет. Судя по моим лайкам, я достаточно мужественный, потому что люблю группу U2 и луковый маршрутизатор Onion. Еще я люблю соревноваться, а еще я немного отрешенный и расслабленный.

Так можно предсказать личность, интеллект, политические взгляды.  Люди не будут вам врать на собственной страничке ― они же не знают, что фейсбук задает им острые, как на собеседовании, вопросы. По словам Косински, можно воспользоваться различными сведениями: «Это могут быть лайки в фейсбуке, информация с кредитных карт, история вашего браузера, твиты, имейлы ― на ваш выбор».

Косински доказал, что анализа всего 68 лайков в фейсбуке достаточно, чтобы определить политическую или сексуальную ориентацию. Компьютер может сделать такой прогноз на основании признака, который ничего не говорит человеку. «Если я вам скажу, что люблю Барака Обаму, вы решите, что я демократ. А если я расскажу про свой любимый бренд велосипедов, вы не поймете, демократ я или республиканец. Хотя на самом деле между политическими взглядами и выбором велосипеда есть тончайшая, едва заметная связь ― человек ее не увидит, но компьютер заметит», ― объясняет Косински.

Почему это власть? Как рассказывает Косински, компании и правительства смотрят очень неглубоко в интернет, но видят то, что скрыто очень глубоко. Эта технология может понять, что вы потенциальный избиратель Трампа, даже если вы сами еще об этом не знаете и ни разу не лайкали республиканский паблик, и показать вам подходящую рекламу.

Сейчас, после выборов в США, Косински с каждым интервью все больше звучит как Эдвард Сноуден: «Вполне вероятно, что компании делали такие предсказания уже много лет. В своих исследованиях мы доказали, что метод рабочий. При этом у нас не было такого доступа к данным, как у больших интернет-компаний или больших правительств. Мы всего лишь попытались показать людям, что такие прогнозы возможны. И что делать их нельзя».

И даже если вы спрячетесь, они найдут другой способ за вами следить ― другие данные: «Если я очень долго буду наблюдать, как вы используете клавиатуру, мышь или собственный смартфон, какие жесты, как сильно вы нажимаете на экран ― все это вас выдает».

Косински уверен, что мы уже живем в мире пост-приватности, а его метод ― или похожий ― будут использовать и политики, и компании, и правительства. Они смогут хакнуть целый народ и будут делать это молча, в отличие от компании Cambridge Analytica, которая, похоже, просто ищет себе новых клиентов. Кстати, успешно: швейцарские журналисты рассказывают, что компания уже получила контракт во Франции, с Марин Ле Пен, и ведет переговоры с политиками в Германии и Италии. России в этом списке пока нет.

 

 

Другие выпуски