Канье Уэст — бог, безумец или бренд? Разбираем карьеру артиста, который хочет стать президентом

09/07/2020 - 00:34 (по МСК) Михаил Козырев

«Мы должны воплотить заветы Америки и довериться Богу, объединив наши взгляды и построив наше будущее». Это не текст поправок в Конституцию США. С этими словами рэпер Канье Уэст заявил о своем участии в президентской гонке. Еще совершенно не понятно, как он планирует это сделать и реальны ли вообще его перспективы оказаться в бюллетене, но само заявление уже успело наделать шума. И пока его карьера из музыкальной не превратилась в политическую, Михаил Козырев решил разобраться в этом феномене и попытаться понять, кто же такой Канье Уэст: безумный эксцентрик или детально продуманный бренд? И обсудил это с автором Forbes Digest Ярославом Бабушкиным и Русланом Муннибаевым, концертным директором группы «Каста» и редактором сайта The Flow. 

Путь Канье в музыке не назвать простым — ему все время приходилось кому-то что-то доказывать. Главным образом, потому что его детство и юность вообще не были похожи на судьбы коллег по цеху. 

Он родился в довольно зажиточной семье. Мама была профессором английского языка в университете, отец — одним из первых темнокожих фотожурналистов и активистом «Черных пантер». С таким бэкграундом его скорее ждала стипендия, университет, диплом и размеренная жизнь, а не карьера рэпера.

Канье как музыкант начал еще в девяностые. Его быстро заметили крупные лейблы, но как талантливого автора — и он начал писать биты для известных артистов, вроде Алиши Киз. Jay-Z на пике своей популярности назвал Уэста гением, но тем не менее на просьбы позволить ему читать свой рэп все реагировали неловким молчанием. Кто-то из исполнителей даже вспоминал, что «все искали способ получить от него сэмплы так, чтобы он не начал читать им рэп».

Все изменилось одним днем. 23 октября 2002 года Канье заснул за рулем по пути из студии и попал в аварию. В результате ему буквально раздробило челюсть, и на нее пришлось накладывать проволочную шину. Тогда Канье написал композицию «Through the Wire» (дословно — «Через шину»), и уже через две недели после выписки из больницы, еще со сломанной челюстью, он записал ее на студии.

Этот трек послужил началом его первого альбома The College Dropout, который сегодня воспринимается как классика жанра. Пластинка получила три «Грэмми» из 10-ти номинаций. Ну, а дальше вы сами знаете: бесконечный поток хитов, наград, №1 в чартах, платиновых альбомов, а еще настоящая модная бизнес-империя, многотысячные очереди за его кроссовками от Adidas и состояние в более чем миллиард долларов.

При этом всю карьеру его сопровождают скандалы. Небольшая часть списка:

  • Обвинил тогда еще президента Джоржда Буша в расизме,
  • Заявил, что 400 лет рабства темнокожих — это их выбор; 
  • Неоднократно устраивал скандалы на церемониях вручения «Грэмми» (самый громкий из которых продлился несколько лет — тогда на церемонии VMA в 2009 году он поднялся на сцену, отнял микрофон у Тейлор Свифт и заявил, что не она, а Бейонсе заслуживает награду за лучшее видео);
  • Ссорился с Дрэйком;
  • Ссорился с Jay-Z;
  • Сложно назвать имя музыканта, с которым он не ссорился;
  • Назвал себя величайшим артистом всех времен;
  • По-кадыровски требовал извинений от Джимми Киммела за шутки в «Вечернем шоу»;
  • Дрался с папарацци;
  • Делал публичные антисемитские заявления;
  • Подружился с Трампом, в конце концов.

И это не половина, не треть, и даже не четверть списка.

Недавно Канье дал очередное большое интервью, в котором рассказал о своей глубокой вере в бога. «Теперь моя работа — распространять слово Божие», — заявил он. А еще добавил, что во время работы над альбомом он просит музыкантов поститься и воздерживаться от секса. Это при том, что в этом же интервью Канье рассказал, как с детства страдает от секс-зависимости.

В общем, если описывать его эволюцию названиями его песен, то это выглядело бы так: от «I am a God» до «Jesus is King». Западные журналисты часто в статьях о Канье употребляют словосочетание «комплекс Бога». В общем-то, небезосновательно. Только посмотрите на выпуск Carpool Karaoke с ним (это шоу Джеймса Кордена, в котором он подвозит артистов на машине и поет с ними их песни). Уэст натурально единственный среди всех артистов притащил съемочную группу в собственный самолет и устроил в нем концерт имени себя с хором имени себя.

Ко всему вышесказанному остается добавить его громкие признания. В интервью Дэвиду Леттерману рэпер признался, что страдает от биполярного расстройства, сравнив болезнь с «вывихом мозга». В общем, можно только догадываться, насколько его близким с ним непросто.

В это все прекрасно вписываются и его президентские амбиции. Политологи спорят — одни говорят, что он уже никак не успеет зарегистрироваться или найти партию, все сроки уже прошли. Другие напоминают, что в США избиратель может вписать своего кандидата в бюллетень ручкой, и их голос за него будет учтен. По мнению третьих, Канье таким образом отбирает голоса темнокожих у Джо Байдена, чтобы поддержать на выборах своего друга Трампа.

Их дружба, кстати, не случайна. Во время визита рэпера в Овальный кабинет он заявил, что всегда поддерживал республиканцев, а когда он надевает фирменную трамповскую красную бейсболку, то вовсе чувствует себя супергероем.

Да и в бизнесе Канье следует канонам своего кумира: чтобы сделать Америку Great Again, он планирует перевести производство своих кроссовок обратно на родину.

Вообще искренне кажется, что в его заявлении об участии в президентской гонке, на самом деле, нет ничего политического. Так живет бренд, так набираются просмотры, лайки, проданные кроссовки — так зарабатываются миллиарды долларов. Ну, или это связано с маниакальной фазой его заболевания.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски