Китайский ученый, изменивший ДНК детей, чтобы сделать их невосприимчивыми к ВИЧ, мог вызвать нежелательные мутации

7 декабря 2019

Китайский биолог Хэ Цзянькуй, возможно, спровоцировал появление непреднамеренных мутаций своим экспериментом по редактированию генома человека с целью выработки иммунитета к ВИЧ. Об этом говорят выдержки из его исследования, которые опубликовал журнала Массачусетского технологического института MIT Technology Review.

В ноябре 2018 года Цзянькуй объявил о рождении первых в мире генетически модифицированных младенцев ― близняшек Лулы и Наны. Согласно заявлению ученого, ДНК детей изменили таким образом, чтобы сделать их невосприимчивыми к ВИЧ-инфекции. До сих пор подробностей о том, как прошел эксперимент и оказался ли успешным, не было. Процедура проводилась тайно, и проверить слова биолога было нельзя.

После заявления Цзянькуя его осудили коллеги со всего мира, так как рождение детей с отредактированным геномом может угрожать будущим поколениям. Кроме того, ученые сочли эксперимент неэтичным: нельзя было проводить процедуру на живых людях, пока нет доказательств, что она безопасна и эффективна.

Государственный комитет КНР по делам здравоохранения и планового деторождения начал расследование. Там заявили, что действия биолога нарушили законы КНР и он понесет ответственность. Ученого не могли найти и предполагали, что его задержали, но позже он нашелся.

Через год журнал MIT Technology Review опубликовал выдержки из работы Цзянкуя, которые редакция получила от анонимного источника. Их прокомментировали юрист, эмбриолог, специалист по генному редактированию и врач, специализирующийся на экстракорпоральном оплодотворении.

Невосприимчивость к ВИЧ возникает у человека из-за мутации в гене CCR5. Из статьи MIT следует, что Цзянькую действительно удалось добиться изменений в этом гене, но они оказались не теми. Кроме того, эксперты пришли к выводу, что в результате эксперимента у эмбрионов могли произойти случайные нежелательные мутации.

Возможно, у какого-то эмбриона в будущем появится иммунитет к ВИЧ, но научных доказательств этому пока нет.

Ученые считают, публикация выдержек из работы Цзянькуя показывает, что клетки эмбрионов были отредактированы по-разному, а некоторые могли остаться неотредактированными вовсе.

Что сделать Профилактика ВИЧ
Узнать, как передается ВИЧ, как не передается — и когда ВИЧ-положительный партнер может быть безопасен.
Сдать кровь. Адреса бесплатных кабинетов профилактики, контакты некоторых НКО.
Пользоваться презервативами, средствами доконтактной и постконтактной профилактики.
Узнать, что еще, кроме небезопасного секса, повышает риск заражения.
Противостоять дискриминации — одним из главным препятствий в профилактике и лечении ВИЧ. Знать и разрушать мифы.
Что еще сделать. Все материалы