Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Триер «мочит» женщин, народ Франции жаждет крови, а грешников отправляют в космос. Что смотреть на выходных
Афиша от Дениса Катаева
Читать
22:09
0 5572

Триер «мочит» женщин, народ Франции жаждет крови, а грешников отправляют в космос. Что смотреть на выходных

— Искусственный отбор
Афиша от Дениса Катаева

Как обычно, в преддверии выходных Денис Катаев рассказывает про главные премьеры и интересные события мира культуры. На этот раз — про ад Ларса фон Триера, казнь короля, красного и белого кролика, а также о мифах и клопах.

Ларс фон Триер — «Дом, который построил Джек»

Главная премьера недели — это, конечно, зловещий Ларс фон Триер и его новый фильм «Дом, который построил Джек», который одних зрителей резко задевает и возмущает (они толпами покидали зал на внеконкурсной премьере в Каннах), а других завораживает с первого кадра, и они смотрят, открыв рот.

Раз, два — Джек заберет тебя. Три, четыре — запирайте дверь в квартире. Пять, шесть — Джек всех вас хочет съесть. Семь, восемь — Джек и к вам придет без спроса. Считалочка из фильмов про Фредди Крюгера отлично подходит и этим «кошмарам на улице Триера». Главный герой Джек — серийный маньяк, психопат, нездоровый человек, страдающий обсессивно-компульсивным расстройством. Каждый эпизод — отдельный случай его идеального убийства. Джек — самовлюбленный перфекционист и эгоист, потому для него важно сделать все максимально красиво и чисто, бесследно, но не с целью скрыться, а просто из-за пристрастия к порядку во всем, да и чтобы потом в газетах написали.

Жертвы подобраны неслучайно. Все они, по большому счету, — идиоты, или, в данном случае, все-таки идиотки, а их убийство — следствия логических событий, которые к этому привели. К примеру, героиня Умы Турман — типичный невротик и виктимная дура, которая сама напрашивается на удар домкратом. Следующая незнакомка просто впускает Джека к себе в дом, после того как тот довольно коряво и нелепо пытается объяснить, что он из полиции, хотя никакой формы на нем не наблюдается. Другая кричит о помощи, но бесчувственный мир отвечает ей безразличием. Не Джек такой плохой, мир давно лишен чувств и эмпатии. Поэтому таким, как Джек, здесь самое место.

Триер создал второй монументальный кинороман после «Нимфоманки». Джек, по сути, и есть ее зеркальное отражение. Там — женщина в поисках идеала, здесь — мужчина. Методы разные, но такие похожие. Это еще и ответочка всей феминисткой повестке и #MeToo. Кошелек, сделанный Джеком из женской груди, — очень яркий символ, смелый и провокационный. А как еще с этой зажравшейся публикой разговаривать? Вот такой фак прямо в камеру, потому зрители и бегут из зала как сумасшедшие.

Вообще это и есть идеальное произведение искусства самого режиссера, такой мощный оммаж арту, литературе, всей истории искусства, мета-фильм. Здесь уже пощечина всем лицемерам, которые отворачиваются от экрана, когда у утенка отрезает ножку Джек, будучи ребенком. Но это же общество часто просто закрывает глаза на то, что на самом деле творится вокруг, это в мире, порожденном Гитлером и Сталиным, мире нескончаемого насилия. Утенок, вы говорите. Страхи и фобии затмили что-то человеческое — потому Джек опустошен, ему нет мест, он вынужден что-то придумывать и никак не может построить свой идеальный дом.

До тех пор, пока не понимает, что его жертвы и есть идеальный строительный материал для его безумного мегаломанского архитектурного проекта. Каждое преступление — это piece of art, как будто инсталляция современного художника. Джек и есть тот самый художник, только самый радикальный, которого только можно себе представить. Чего стоит только убийство детей и жены, которые в какой-то момент появляются у Джека. Трупы выглядят как идеальное полотно. Они идеально монтируются с проносящимися у него в сознании любимыми картинами Триера — Блейком, Гогеном, Мунком и Босхом. Триер творит свою «Божественную комедию», эпохальную вещь, потому культурных отсылок здесь тоже хоть отбавляй. И Вергилий на месте, и в ад мы дружно спускаемся. Кроме того, цитируется «Сало» Пазолини, показаны ужасы XX века, включая концлагери, Гендель миксуется с Дэвидом Боуи. Это гиперискусство. В общем, возмущайтесь сколько угодно, уходите из зала, Триер все равно выше всех, на голову. Кричать бесполезно.

«Один король — одна Франция». Пьер Шоллер

Следующий фильм не такой радикальный, но на него тоже стоит обратить пристальное внимание. «Один король — одна Франция» — это красочное историческое полотно про Великую французскую революцию с Гаспаром Ульелем в главной роли. Казалось бы, обычное костюмированное кино про известные события. Но с отличным месседжем. 

Во-первых, это и правда очень красиво и эпично. Да и в ролях главные звезды французского кино — Гаспар Ульеле, Луи Гаррель, Адель Энель, Лоран Лафитт, Дени Лаван. Потому что фактически это и есть национальный проект. Ведь так подробно и точно о том, что последовало за взятием Бастилии, еще никто там во Франции не рассказывал. В этом фильме главный акцент на короле Людовики XVI, чья голова обязательно слетит с плеч. Народ призвал его к ответу под предводительством Робеспьера, Марата и прочих. Все эти герои революции здесь, конечно, появляются. Но главное он — король, вот только еще мывший ноги беднякам, по старой традиции, а теперь корона летит с плеч, а его выгоняют из Версаля. Бывшие подданные становятся в оппозицию. Его страхи и внутренние переживания здесь очень точно визуализированы, один ночной кошмар, где к нему приходит его предки Людовик III, Генрих Наваррский и вопрошают, как он довел свое положение для такого.  Игра Ларана Лафитта в роли лишенного власти и опозоренного короля до боли трагична и драматична, достойна высоких наград. Есть что-то общее во взгляде у этого короля с нашим императором Николаем II, над которым тоже так издевались и готовили к казни после отречения от престола. Это кино про революцию, которая далека от первоначальных идеалов, которая жестока и беспощадна, которая превращает героев в озверевших преступников, которых превращает народ в кровожадную толпу. Они требовали хлеба и зрелищ. Главным зрелищем стала казнь? Но к чему она привела? Что это дало этому народу? Красивая историческая драма в итоге превращается в важное исследование, которое с разных сторон баррикад рассматривает одно из величайших событий мировой истории. Король - тоже часть народа, и его смерть возможно не так необходимо, но в период смуты об этом и не думают. В общем, как я уже писал у себя в соцсетях, этот фильм хорош хотя бы тем, что в очередной раз доходчиво повторяет казалось бы очевидную, но почему-то не всем понятную мысль о том, что народная казнь своих королей/царей/императоров (нужное подчеркнуть) настолько же греховна и отвратительна, насколько мерзка может казаться этому жаждущему крови народу их диктатура. Тем, кто требует расстрела во имя будущего, – никакого будущего не светит, только новые расстрелы. История России это тоже прекрасно доказывает и по сей день.

Театральный фестиваль NET

В Москве начался фестиваль Нового европейского театра NET. В этом году ему исполнилось 20 лет. И это и правда лучший смотр всего передового, что есть в современном театральном движении. Границы и география заметно расширилась. Теперь это не только старый свет. К европейским стандартам может быть приближен любой театр. Как в этом году, коллектив из Израиля или вот иранский режиссер, о котором вам сейчас расскажу. Его проект «Белый кролик, красный кролик» стартует уже завтра в кинотеатре «Октябрь».

Это спектакль-сюрприз, который никогда не повторяется. Представьте себе: спектакль без режиссера, репетиций и декораций. Но при этом — никакой импровизации, в основе все-таки текст, точнее пьеса иранского драматурга Нассима Солейманпура «Белый кролик, красный кролик». Перед зрителями — только исполнитель, который не знает содержания того, что ему предстоит прочесть. За много лет путешествий от Лондона до Мельбурна проект превратился в глобальное театральное движение. В нем уже поучаствовали такие знаменитости, как Вупи Голдберг, Стивен Фрай, Джон Херт, Майкл Шеннон. Теперь очередь за Россией. У нас среди перформеров заявлены как профессиональные актеры, Сергей Епишев, например, так и просто известные личности, как Антон Красовский. Вот так автор проверяет на прочность границы между актером и зрителем, принуждает публику к диалогу и взаимодействию. Для актера это тоже вызов. Это больше групповой сеанс психотерапии выходит, что-то подобное, то, что поможет понять самих себя. Но для Солейманпура это не просто один из проектов, это возможность, чтобы его искусство увидел весь мир. Сам он не может покинуть родной Иран, власти запретили ему это, потому что отказался от военной службы, но он нашел путь быть услышанным — преобразовав свой опыт изоляции в смелую и дерзкую пьесу, где драма, комедия и социальный эксперимент сливаются в живом пульсирующем тексте. Следите за программкой на сайте фестиваля и голосуйте за своего спикера.

Спектакль «Мы берем это на себя»  

Самый хайповый спектакль от живого классика — швейцарского режиссера Кристофа Марталера. Спектакль «Мы берем это на себя» — последняя его сценическая жизнь. В Цюрихе, где он был в репертуаре, прошли последние показы, спектакль уходит. Московские зрители увидят его последними. Это музыкальное путешествие людей с изъянами, грезящих об отпущении грехов, на космическом корабле в неизвестном направлении. На сцене не актерский ансамбль, а оркестр. Запущенные в космос грешники исполняют самую разнообразную музыку — от «Летучего голландца» Вагнера до хитов Элтона Джона.

Спектакль «Гимн любви»

Еще один эффектный музыкальный перформанс на NET — это польский спектакль «Гимн любви» от одного из видных театральных деятелей Польши Марты Гурницкой. Никакой сценографии и драматургии, сплошные эмоции.

Здесь тоже на сцене не актеры, а оркестр — 25 разных людей разных профессий, прошедших народной кастинг, с хором плюшевых зверей и прочих. Марта Гурницкая сделала музыкальный сценический коллаж на злобу дня, в котором острые проблемы современного общества становятся поводом к созданию новых гимнов, провокационных и резонансных. Здесь снова по-триеровски про боль, насилие и жестокость, популизм, ксенофобия и национализм — всего коснется этот единый шокирующий организм. Эта та энергия, которая сносит с ног. Против такого урагана эмоциональных вихрей не устоять никак.

Выставка «Двенадцать, дерево, дельфин, нож, чаша, маска, кристалл, кость и мрамор: слияние. Исследование материалов»

В Мультимедиа Арт Музее на неделе открылась выставка молодого, но уже достаточно известного художника Евгения Антуфьева. Обычно он творит мифы, вот и здесь получился очень правдоподобный миф, как результат диалога с советским искусством. Антуфьев, конечно, магический художник, он придумывает невероятные миры. При этом он соединяет древнее, забытое, искусство с новым и очень правильно расставляет акценты. В рамках своих диалогов он уже выстраивал связь с уникальными экспонатами археологического музея Сицилии. А вот теперь он решил выстроить в Мультимедиа Арт Музее свой лабиринт на основе произведений искусства классика советского искусства Дмитрия Краснопевцева, чьи натюрморты и цитаты из дневников вдохновили его на создание вот этого фактически музея в музее, по которому можно ходить, открыв рот — столько придуманных объектов, масок, раковин, ваз, ножей и скульптур, что глаз не оторвать. Вы на время отключаетесь из жизни и попадаете в открытый космос.

Александр Горчилин снял клип Tesla Boy — Compromise

Актер Гоголь-центра и режиссер нашумевшей «Кислоты» Александр Горчилин снял короткометражку, а точнее — клип на новую песню Tesla Boy. Это очень красивая и стильная романтичная история на песню с нового альбома группы Compromise. Это снова получилось по-хорошему очень наивное высказывание про обретение себя настоящего и про внутреннюю свободу. В команде практически все резиденты Гоголь-центра. Сценарист — Любовь Стрижак, известная работой над пьесой «Море деревьев», в этом же спектакле играет солист Tesla Boy Антон Севидов. И это, правда, получилось настоящее художественное произведение, которое хоть на Кинотавр подавай. Как говорят создатели,  это история не про компромиссы, а как раз про освобождение от них, про любовь, как воспоминание об ушедшем, про страх перед личной свободой в отсутствии той самой любви.

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века