Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Убойные колясочники, Instagram-милосердие, раздвоение личности на экране и китайские тараканы в «Гараже»
Читать
41:05
0 3952

Убойные колясочники, Instagram-милосердие, раздвоение личности на экране и китайские тараканы в «Гараже»

— Искусственный отбор

В этом выпуске Денис Катаев рассказывает про арт без границ: про феномен множественных личностей, восхождение к успеху вопреки обстоятельствам и искусство, которое говорит — «Природы НЕТ».

«Ладно внутри»

Центр документального кино на следующей неделе выпускает в прокат документальный фильм «Ладно внутри». Это первая картина о психологии множественных личностей. Внутри каждого человека могут скрываться несколько людей, с которыми может быть вполне комфортно. Вот такая революция в психологии, и это следует научиться понимать. 

Раздвоение личности, диссоциативное расстройство личности — все это часто априори относится к психическим заболеваниям, а пациентов моментально отправляют к психотерапевтам. Но наблюдение за такими людьми может дать гораздо больше, если присмотреться.

Что и сделала режиссер этого важного документального исследования вместе с врачом из Сан-Диего, которая уже много лет в контакте с таким диагнозом. Оказывается, что многие из так называемых «больных» вполне себе самостоятельные, самодостаточные и полноценные личности. Им совсем не одиноко с собой, даже друзья не нужны, им интересно — ведь внутри их тела живет сразу столько интересных персонажей, которые подключаются в нужный момент. Вот наблюдатель, а это уже соня, который любит поспать подольше, или, наоборот, модник-хипстер, или просто ворчун — вот она, настоящая семья. Надо просто уметь их различать, вовремя подключать — то есть, получается портрет ментального супермена, человека будущего. Многофункциональный компьютер, который способен выполнять несколько функций одновременно.

Вполне возможно, что это касается каждого — ведь все в разный момент времени играют разные социальные роли, просто не все способны различить свои уникальные способности, не все могут ими умело дирижировать. В этом и уникальность героев картины, с помощью которых зрители получают уникальную возможность увидеть мир их глазами — понаблюдать, как они влюбляются, как работают, как общаются с друзьями, как ходят в магазин, как выбирают одежду. И главное — после этой картины рекомендуется взглянуть внутрь себя. Все ли вы про себя знаете? Кто там внутри? 


«Восхождение»

Со следующей недели в кинотеатре «Иллюзион» тоже показывают очень важные и нужные фильмы. Там открывается ретроспектива «Восхождение», который задумали Роскино и Сбербанк. В программе — фильмы с 74-го года по наши дни, объединенные общей темой надежды на преодоление. Главное герои добиваются успеха вопреки обстоятельствам и несмотря на врожденные особенности развития или неблагоприятную среду. Слезам здесь не верят. Ждите культовые ленты, неизвестные короткометражки от важных российских художников и фестивальные хиты последних лет. Еще и разных жанров компьютерной анимации и фильмов-эссе до дневниковых картин и криминальных комедий. Программу составил известный кинокритик Борис Нелепо, так что доверять можно.

Фестиваль продлится до 9 июля. В ближайших показах — Каннские премьеры. Начнут с альманаха короткометражек российских студентов мастерской режиссера Николая Лебедева в Высшей школе кино «Арка» при Высшей школе экономики. Шесть фильмов на тему «Милосердие — капитал будущего», которые сняты в формате Instagram. Их впервые показали в российском павильоне в Каннах в этом году.

Ретроспектива откроется тоже каннской премьерой. Впервые в России покажут фильм «Быть живым и знать это» французского классика Алена Кавалье — экспериментальное и очень личное высказывание режиссера на одном дыхании. 

«Быть живым и знать это»

Кавалье 87 лет, этот фильм он рассматривает как прощание и завещание. Точно так недавно делала Аньес Варда, сняв проникновенно личное кино. Здесь же режиссер идет к ближайшим друзьям, чтобы сказать au revoir и получить нужные эмоции. А это культовые личности, достойные внимания — как, например, французская писательница Эмманюэль Бернхайм, сценарист фильмов Франсуа Озона и супруга бывшего директора французской Синематеки Сержа Тубиана. В этом документальном проекте Кавалье видно непреодолимое желание сыграть свою смерть досрочно. Такие поминки, на которых у тебя есть шанс присутствовать самому. Как говорит куратор Борис Нелепо, «Быть живым и знать это», при всей простоте технических средств, — один из главных фильмов Каннского фестиваля 2019, потому что это мастер-класс искусства режиссуры и мизансцены. Камера Кавалье и его глубокий голос преображают реальность, с помощью монтажа выхваченные им случайные фрагменты жизни превращаются в художественный текст. В общем, никакого реквиема, все очень оптимистично.

«Убийцы на колясках»

Следующий фильм вышел три года назад. «Убийцы на колясках»  — это такая гангста-версия знаменитого глобального сериала «Красные браслеты». Подростки с ограниченными возможностями выходят на тропу войну. Золи и Барба из интерната попадают в руки к бандиту, наемному убийце, который тоже передвигается на коляске. Но, в отличие от этих деток, он живет полноценной и насыщенной жизнью. Этой безудержной энергией и заряжает кино. Духоподъемное, адреналиновое кино в духе Гая Ричи — единственный в своем роде комедийный боевик, где главных героев играют непрофессиональные актеры, действительно страдающие параличом. Аттила Тилл не эксплуатирует болезнь и не взывает к жалости — напротив, стирает границы между «здоровыми» и «больными» людьми. Вот они — супергерои нашего времени без грима и спецэффектов. Фильм был официально выдвинут от Венгрии на соискание номинации на «Оскар» за лучший зарубежный фильм, участвовал в конкурсе Международного кинофестиваля в Карловых Варах, а также получил награды на фестивалях в Чикаго, Салониках, Каире и Коттбусе. 

«Да, дауны! ...или поход за золотыми птицами»

Покажут на ретроспективе в «Иллюзионе» и старые фильмы нашего главного андеграундного режиссера, а ныне худрука Электротеатра Бориса Юхананова. Один из них — «Да, дауны! ...или поход за золотыми птицами», экспериментальный проект, документация его постановки пьесы «Сад» Чехова в 90-х, среди артистов — люди с синдромом Дауна. 

«Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100»

В «Гараже» — выставка-манифест, выставка-блокбастер. 50 художников со всего мира, которые задумались о будущем вплоть до 2100-го года. «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» — так называется этот вызов, а не просто экспозиция «Гаража», на всей его территории теперь посеяны работы известных и малоизвестных, российских и зарубежных авторов, которые констатируют в очень популярной и совсем нескучной форме современные проблемы с экологией и смело заглядывают в будущее, не боясь поразмышлять над последствиями нашей жизнедеятельности.

Это не саммит, не скучная конференция — это наглядная, тактильная, трехмерная сенсорная машина времени. И это не черно-белая картина, не акция «Гринпис», все здесь гораздо глубже. Потому главный цвет пурпурный, а не зеленый, как слияние красного и синего. Комплексный подход влияния человека на окружающую среду, на животных или реки, например. При этом это такой двусторонний процесс, не все так однозначно и плохо.

Вообще экология здесь шире, чем обычно.Вопросы изменения климата, исчезновения биологических видов, загрязнения, возобновляемости природных ресурсов, перенаселения и т.д. не могут больше восприниматься как побочные и несущественные и должны приобрести решающее значение в политике повседневности.

Экология при этом понимается как непрерывное взаимодействие человека, неживой природы и других биологических видов, то есть перформативно, как «экология в действии». Это позволяет мыслить природу не только в абстрактных, но и в конкретных, активных и взаимозависимых категориях — через повседневное взаимодействие с ней.

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века