Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Пять главных сериалов 2017 года
Выбор Дениса Катаева
Читать
13:40
0 30274

Пять главных сериалов 2017 года

— Искусственный отбор
Выбор Дениса Катаева

В конце года подводим итоги и выбираем лучшее. Денис Катаев представил пятерку самых главных сериалов 2017 года. Для этого жанра год выдался урожайным. Как всегда впереди планеты всей Netflix. У него самые эффектные и резонансные премьеры. Даже в ожидании гиперуспешного «Черного зеркала» есть что показать.

Под номером пять в нашем списке новинка от Netflix— сериал Dark или «Тьма». «Тьма» — самый таинственный и мрачный сериал года. Но именно этим он и берет. Его прототип это, конечно, американские «Очень страшные дела», но только здесь все по-взрослому и без шуточек. С особой изощренной немецкой жестокостью. По жанру это что-то между скандинавским нуаром и американским хоррором в духе Дэвида Линча. В маленьком германском городке, расположенном в лесу, как и «Твин Пикс», рядом с атомной электростанцией, разворачиваются драматические события. Там начинают пропадать дети. Какой-то маньяк орудует в округе, что-то мистическое в воздухе, радиоактивные пары проявляются в чем-то паранормальном. Город становится закрытой территорией, здесь птицы не поют, туристы не водятся, местные жители пребывают в апатии, а отец главного героя и вовсе совершает самоубийство. Вот вам фактически и «Сталкер». Чувствуется родство — европейская культура. Все сцены продуманы до мелочей и даже желтый плащ главного героя запомниться теперь похоже на всю жизнь. «Тьма» — зловещее кино, которое не боится заносов на поворотах. Зрителю должно быть жутко, когда он погружается в этот камерный мир, населенный фобиями. Зло здесь разлито в повседневности, от того так реалистично. «Тьма» — безусловно это прорыв года, который стоит обязательно посмотреть.

Второй сезон австралийского сериала «Вершина озера» можно по праву считать лучшим мини-сериалом года. У режиссера Джейн Кэмпион вместе с актрисой Элизабет Мосс, которая еще запомнилась в этом году по прекрасной роли в сериале «Рассказ служанки», получается делать очень хорошее. На этот раз получилось еще круче, чем в первом сезоне. Второй сезон главного феминистского сериала последнего времени уже вносят в списки лучших за наше десятилетие. Женщина-детектив в исполнении Элизабет Мосс пытается оправиться после шока, полученного в первом сезоне. Посттравматический синдром дает о себе знать, кошмары после связи со злом, не оставляют К тому же личная травма все еще тревожит. Именно это и становится главной темой сезона. Она столкнется лицом к лицу с дочерью, от которой была вынуждена отказаться несколько лет назад. Теперь та взрослая и умная, растет в богатой семье. А там внутри свои приключения: мачеха в великолепном исполнении Николь Кидман с седыми волосами, уходит из семьи к своей подруге-лесбиянке, а сама дочь встречается с неформалом, который еще и владелец местного борделя. Оттуда приходит и детективная история, которую распутывает параллельно детектив. Тело той самой китайской девушки из заголовка обнаруживают на пляже Сиднея, она оказывается проституткой. В общем, все здесь окончательно переплетается: сюжетные линии, жанры, мотивы и акценты. То мы смотрим серьезный детектив, а то семейную драму, и не разберешь. Но главное, что это радикальное женское высказывание, призыв к пониманию и равноправию. Но при этом плавное, нежное и отстраненное, не в лоб. Как и умеет Кэмпион. Эксплуатация женщин здесь показана в разном ракурсе: физическом и социальном. И если в первом сезоне главная героиня боролась с прямым насилием, то здесь с завуалированным и скрытым злом, которое на поверку оказывается еще более зловещим и страшным. В сериале всегда чувствуется напряжение: пугающее ощущение неизбежной трагедии, которая вот-вот случится. И потому может это еще и самый страшный сериал года, хоть это и не хоррор. Просто реалистичный кошмар, который на подкорке. Дочка детектива — интеллектуалка и настоящая женщина будущего, но и та впадает в зависимость от богемного идиота. Но здесь все-таки рулят они — великая Джейн Кэмпион и ее королевы — Элизабет Мосс и Николь Кидман. Это их бенефис. И главный сериал в карьере. Для Мосс уж точно. А не какой «Рассказ служанки».

Дэвид Линч снова впереди всех. Первые серии третьего сезона своего «Твин Пикса» он показал в Каннах, и этот показ моментально стал одним из главных событий фестиваль. Новый релиз легендарного сериала оказался еще круче предыдущих, а такое бывает очень редко. Итак, агент Купер, Одри Хорн, Джеймс Херли и другие до боли знакомые персонажи 25 лет спустя. В кадре — знакомые все лица, только постаревшие. Звезда сериала Кайл Маклахлен, как и многие прежние актеры, сохраняют свои позиции. Норма и Шелли по-прежнему работают в кафе, Джейс так и катается на мотоцикле, а агент Купер любит черный горячий кофе и черничный пирог. Неизменна и та самая фирменная музыка композитора Анджело Бадаламенти, которую он написал и для третьего сезона. Однако дальше уже все совсем иначе. Новый «Твин Пикс» — совсем другой «Твин Пикс», это ни в коем случае не предложение, а скорее переосмысление. Это кино снято Линчем-художником, а не режиссёром. А в итоге — 18-часовой экстаз и революция большего мастера. Это мультижанровое произведение актуального искусства, не меньше, музейного формата. Это его фреска, триптих, если хотите. Линч взял и перехитрил, создав самое передовое кино из всех, что сегодня есть. И да это больше, чем сериал, это именно что кино. Линч здесь действует террорист от искусства, он взрывает все привычные понятия, скидывает из корабля современности довольно безжалостно. Разобраться в этом авангарде сложновато, зато экстаз от просмотренного обеспечен.

Один из самых обсуждаемых сериалов года — «13 причин почему». Классическая школьная история про суицидницу обернулась интригующим исследованием современной молодежи. Это самый эмоциональный и честный фильм про подростков за последнее время. Так все-таки, кто убил Ханну Бейкер? Ханна Бейкер покончила с собой. После ее друзья и одноклассники находят кассеты на своем пороге. Да, те самые старые магнитофонные аудиокассеты на пленке. А на них они услышат записи с голосом Ханны, которая объяснит, что причина убийства — именно они, а точнее та травля, которую они то ли случайно, то ли специально, то ли по скудоумию все вместе затеяли. Главный герой — застенчивый ученик Клэй Дженсен, который влюбился в Ханну, но не успел ей сказать об этом, точнее не смог. Он и есть наш Вергилий по этому подростковому аду. Именно он слушает этот walkman на протяжении всего сезона и борется с эмоциями, погружается в тот кошмар, который переживала Ханна. А это постоянные ложь, издевательства и унижения, тотальное непонимание и предательство. На самом деле такая типичная история для школьников всего мира. Безразличие родителей и непонимание одноклассников — то, что и доводит до самоубийства. Антитезой цифровому и холодному миру в этом сериале выступает тот старый ретро-шик. Вот откуда взялись кассеты, плееры и еще куча разнообразных цитат из прошлого, взять хотя бы нарочито киношный Мустанг друга главного героя — Тони. Мы как будто возвращается в мир «Подростков с улицы Деграсси». Создателям сериала мастерски удалось передать эту зловещую атмосферу, то, как современные технологии и быстрый обмен информацией надломили и так хрупкую жизнь подростков. Все тайное слишком быстро становится явным. И этот снежный ком не остановить. А что делать тем, у кого психика не выдерживает. Есть ли конкретные виновные у всего этого? Или в ответе система сегодняшнего общества. Вот такие важные и нужные вопросы ставит перед зрителем этот сериал. Ответственность и правда лежит на всех нас. Мы слишком с головой погрузились в этот не совсем реальный мир, у которого вполне себе реальные последствия. Но когда ты это поймешь будет слишком поздно. Кассету не перемотать назад. В этом смысле «13 причин почему» — лучший образец вот этого жанра young adult. Нестойчивость и шаткое положение современных молодых — вот главная характеристика этого мира. И стоит только толкнуть этот карточный домик, то сразу начнется тотальной хаос. Так что это еще и фильм-предупреждение. Вопрос «Легко ли быть молодым» как вы понимаете задавали всегда и во все времена.

А теперь главный сериал года — это, конечно, «Охотник за разумом» Дэвида Финчера. Автор «Социальной сети» и «Исчезнувшей» вышел с ним на какой-то новый невероятный даже для себя уровень. Он снял удивительно нетипичный для него ретро-сериал, без драйва, экшена со сплошными диалогами и особой извращенной дотошностью. Сериал про серийных убийц обошелся при этом без самих убийств, а сами маньяки — за решеткой. Но напряжение колоссальное. Но и не маньяки здесь главные герои. Действие здесь иррационально обратно, не как обычно в детективах. Главный мотив — психологический поиск, попытка постичь, что скрыто в голове у маньяка, узнать, что же его довело до жизни такой. А главная задача — каталогизировать эти девиации, чтобы выработать систему, которая сможет уберечь от подобных преступлений в будущем. Именно этим в конце 70-х и занимаются агенты — молодой и амбициозный Холден Форд и его консервативный коллега Билл Тенч. Вместе они нащупывают новую область в криминалистике — психологию серийных убийц, исследование мотивов их страшных преступлений. Ведь в те времена даже термина такого не было, классификация отсутствовала, а они уже начали этим заниматься вопреки сомнениям и скепсису начальства и коллег. Внутри — исповедь этих зверей, которые оказываются на первый взгляд обычными людьми, с которыми можно и пиццу съесть и по душам поговорить. Просто когда-то, в детстве, в их жизни что-то пошло не так. Mindhunter — это фактически обратная сторона луны. Попытка заглянуть за пределы человеческого сознания, то что за гранью, попробовать понять самые темные и потаенные его уголки — зло, тайну, страдание и кошмар. Понять, но не простить. Что вывело бесов наружу понятно — та самая подавленная и фрустрированная атмосфера, что-то витало в спертом воздухе 70-х. Этот гной и пытаются вскрыть агенты, чтобы предупредить возможные преступления. За каждой такой историей наблюдать гораздо интереснее, чем за любым самом остросюжетным триллером. Ведь таких людей вокруг может быть очень много, но как их узнать. Финчер создал уникальную вселенную кошмарных 70-х. Это удивительная ретро-романтика, Финчер создал кино, которое приятно и как-то уютно смотреть, особенно в одиночестве.

К сожалению, из русских сериалов в наш топ ничего не попало. «Оптимисты» как-то не выстрелили, а «Ольга» уже не первый сезон доказывает свою состоятельность. Так что ждем прорывов от российских кинематографистов в 2018.

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века