Поддержать программу
Искусственный отбор
10:45
15 ноября
События

Что смотреть на фестивале Дианы Вишневой Context: лучшие спектакли, фильмы и танцовщики

В Москве и Петербурге открылся фестиваль современной хореографии
3 703
0
Расписание
Следующий выпуск
9 декабря 14:25
пятница: 10:40, 14:25, 23:45
суббота: 02:45, 07:45, 11:45, 14:45, 18:45
воскресенье: 11:45, 22:45

В России открылся 4-й фестиваль современной хореографии Context. Диана Вишнева, который, на этот раз, проходит не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Продлится он всего пять дней, которые точно потрясут обе столицы: программа очень насыщенная. К нам привезут лучшие балетные труппы из Швеции, Голландии, Швейцарии, Канады и США, проведут финал конкурса молодых хореографов, а уже заслуженные мастера ждут на творческих встречах и мастер классах. Многие из влиятельных мировых коллективов вообще у нас будут впервые. 

Главное событие фестиваля Context — приезд в Россию хореографа, который не нуждается в дополнительных представлениях. Это великий швед Матс Эк. В понедельник на гала-открытии впервые в нашей стране показали его уже легендарный «Топор», его последний спектакль, в исполнении выдающейся танцовщицы и музы хореографа Аны Лагуны и Ивана Ауцели. Это было, конечно, торжество легендарной школы. Казалось бы, дрова рубят на сцене, а кажется, как будто проносится целая жизнь.

Это и правда, последний спектакль хореографа. Не так давно Матс Эк объявил о завершении карьеры, поэтому особенно важно, что он согласился показать свою последнюю постановку здесь, в Москве, а главное приехать к нам на фестиваль, где вокруг него выстроили интересную программу.

Например, помимо «Топора» во вторник в «Гоголь центре» состоится public talk с его участием, где он и расскажет все про свои радикальные версии «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Кармен», о тандеме с Аной Лагуной, о том, как ставил «Квартиру» в Большом театре или как работал с Михаилом Барашыниковым, и о том, как за 50 лет своего творческого пути стал одним из главных хореографов интеллектуалов нашего времени.

По традиции, в рамках фестиваля Context — насыщенная кинопрограммы, показы лучших танцевальных фильмов в Центре документального кино стали уже традицией. Здесь показывают картины, где раскрывают творческий метод мастеров, хореографов и танцовщиков. Естественно, часть репертуара посвящена Эку в этом году.

Ну и конечно, куда на фестивале современной хореографии без истоков. В России впервые покажут последний документальный хит BBC о Рудольфе Нуриеве.

Это многомерный портрет звезды. С одной стороны, типичный док с воспоминаниями о той самой захватывающей истории, когда после окончания гастролей в Париже в 1961 году советская звезда балета попросил политического убежища и остался там, став самым известным «невозвращенцем» в СССР. Но легенда здесь оживает благодаря похожему на заглавного персонажа премьеру Большого театра Артему Овчаренко, он в этом кино реконструирует его движения, знаменитые вариации,  вот сидит в позе Нарцисса или как на снимке, на чемодане. Такая получается преемственность, когда традиции и современность сходятся в одной точки. Очень интересный стилизованный эксперимент. 

Приедут в Россию впервые и легендарная американская труппа Алонсо Кинга. Это событие. Его труппа даже создала для контекста специальный номер. Алонс Кинг — сын того самого Мартина Лютера Кинга, который создал невообразимый коллектив. Фильм о нем — тоже в программе Context.

Эта группа одна из самых ярких современных танцевальных компаний, неразрывно связана с именем её основателя, Алонсо Кинга, хореографа уникального художественного видения. На протяжение своей карьеры он успел сделать совместные проекты с Шведским Королевским Балетом, Балетом Мориса Бежара, Гонконгским Балетом и многими другими. Он создает свои хореографические композиции, используя музыкуГенделя, Пуленка и Стравинского, а также произведения джазовых композиторов, например, Фараона Сандерса.

Сочетая современный танец и классический балет, он сравнивает выстраивание отношений между хореографом и танцовщиком с написанием песни. Фильм показывает Алонсо не просто учителем, но и главным вдохновителем танцевальной труппы. Его специфический подход к танцу объясняет зрителю, что быть учеником «поэта танца» — это особенный и уникальный опыт для каждого артиста.

Открылся Context 14 ноября еще и особым и каким-то футуристичным выступлением хозяйки Дианы Вишнёвой и известной французской танцовщицы Орели Дюпон, которая с недавних пор еще и возглавляет балетную труппу Парижской оперы. Она сменила на этом посту великого реформатора этой самой оперы Бенджамина Мильпье. О нем еще один фильм из программы фестиваля.

Это и есть эстетическая история перезагрузки одной из старейших оперных сцен в мире. Кстати, делал ее Мильпье вместе с тогдашней этуаль Орели Дюпон.  Он просто опережал время и был очень современным. Мильпье — хоть и француз по национальности, все равно для Opera de Paris стал приглашенной звездой из-за океана. Прославился он в Америке, танцевал в труппе нью-йоркского балета, стал там премьером, а потом уже — хореографом, ставил спектакли везде от Американского театра балета до «Метрополитен оперы».

На пике славы вернулся в Париж в ноябре 2014 года по приглашению директора Стефана Лисснера. Он хотел немного осовременить старейшую и  консервативную институцию. В интервью так и говорил, что сегодня нужно рисковать. Мол, чтобы Парижская опера не превращалась в музей. Вот он и рискнул. Позвал этого молодого балетного enfant terrible, который имел свой взгляд на развитие балета. Он оказался еще радикальнее: говорил, что иерархическая система Парижской оперы устарела, подход к постановкам и продвижению спектаклей тоже. Там вообще — все прошлый век. И это, конечно, сразу настроило против него многих французов и прессу. Вот, пришел Милпье и начал нарушать наши традиции. Кто он такой? Возмущались многие. Эксперимент продолжался недолго. Но это было очень яркое время для Парижской оперы. Новая кровь и энергия, что требовались, когда он приходил, все это случилось. Но, видимо, в Париже к этому пока не готовы. При всей любви это все таки не Нью-Йорк. И жаль, что вот это безумие оттуда уходит. 

Фото: официальный сайт фестиваля Context