Поддержать программу
Искусственный отбор
11:06
15 декабря 2016

Супергероиня из Дагестана и предшественник Павленского: кто получил премию Кандинского

Денис Катаев о лауреатах самой престижной премии России в области современного искусства
Ведущие:
Денис Катаев
3 405
0

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
28 августа 14:25
понедельник: 14:25
среда: 02:45

Накануне в Москве вручали Премию Кандинского — в 10-й, юбилейный раз. Это одна из самых престижных и значимых премий для российского современного искусства. На этот раз победили супергерой из Дагестана и житие московского перформансиста. О лучших художниках нашей страны рассказывает Денис Катаев.

Премия Кандинского до сих держит уровень: остается одной из главных в нашей стране институций, которая направлена на развитие современного искусства, открытие новых имен и поощрение прогресса. Поэтому на победителей надо обращать внимание. Они и есть лучшие из лучших. Премию вручает фонд бизнесмена, коллекционера и мецената Шалвы Бреуса, а присуждает международное жюри, в состав которого вошли, помимо наших специалистов, как Ольга Свиблова, Василий Церетели и Марина Лошак, еще и профессионалы из Греции и Болгарии.

Главный приз проект года получил московский художник ационист Андрей Кузькин за свое «Право на жизнь», так называется его многослойная работа. Правильнее будет сказать, что все-таки Кузькину вручили этого юбилейного «Кандинского» за все его творческое достояние, вроде как за заслуги. Ведь «Право на жизнь» — и есть документация его акций, перформансов и концептуальных текстов разных лет, с середины нулевых.

Все это было представлено на ретроспективной выставке в Московском музее современного искусства, MMOMA, а также выдержки из его книги, которая существует пока в электронном виде, с подробными комментариями о происходящем, чтобы помнили, чтобы восстановить в хронологической последовательности. А чего только Кузькин за это время не делал. Например, забирался в огромный металлический куб, в котором разговаривал сам с собой, а посетители «Гаража» потом слушали запись этого монолога. Тексты тоже там есть. Примерно такие: «Я все время думаю о будущем. О том, что будет… и о том, что это все значит, и зачем… Зачем это все, почему оно все так?». Он еще до Павленского начал работать со своим телом и шокировать общественность. А чего он только не делал: ходил по кругу по цементу, спал на своем вернисаже, продавал свои работы из хлеба на рынках и в переходах, делал вещи из мусора и выдавал из арт, сантиметрами продавал собственную живопись или попросту ее замуровывал вместе с деньгами и паспортом в стальных контейнерах с условиям вскрыть через 29 лет, сидел на стуле возле Каширского шоссе как памятник, ложился голым в музейную витрину, исписав тело названиями болезней, вообще много работал с собственным телом, в том числе используя его как холст. Такая же голая жизнь нараспашку, как у Павленского. У Кузькина значение имеют только манипуляции с вещами, а не сущность и содержание их. А еще он, безусловно, создал свою личную мифологию, в которой каждый жест продуман и что-то значит. За такую последовательность и бытописание ему и вручили приз.

А вот в номинации «Молодой художник. Проект года» — настоящий прорыв и сенсация. Приз выиграл супергерой из Дагестана Супер Таус. Это проект художника Таус Махачевой. Это новое альтер-эго художника, она решила стать мусульманской супервумен. Ее проект — видеодокументация перформанса, который она проделывала в разных частях света, в том числе на родине, в Дагестане.

Таус Махачева уже не начинающий художник. Хорошо известный в Москве, один из героев прошедшей столичной биеннале, училась в Лондоне, постоянно живёт в родном Дагестане, где и родилась. Она — Супер Таус, которая теперь ищет подходящее место для памятника Марии Коркмасовой и Хамисат Абдулаевой — двум смотрительницам дагестанского музея, которые в начале 90-х спасли полотно Родченко «Абстрактная композиция» 1918 года, вырвав его из рук грабителя. Вор с полотном пытался сбежать, но бравые женщины его остановили. Такой подвиг маленького человека. Вот эти реальные супергероини и вдохновили художника на этот перформанс. Она решила поставить им памятник, и это в Дагестане, где не очень много памятников конкретным женщинам. Она на своём горбу вдоль дорог, по городам и весям тащит этот монумент, ищет место для него в Махачкале, Москве и в Париже, в Центре Жоржа Помпиду. Она даже как Ломоносов решается на пеший поход из Махачкалы на Москву, где ставит памятник в том же Московском музее современного искусства. Такая ирония и над акционизмом, и омммаж реальным героям нашего времени. Красиво очень.

Супер Таус не только вдохновляется многими другими мусульманскими супергероями, но и взаимодействует с ними. Вот, например, боец Омар Ханапиев, профессиональный силач из Дагестана, настоящий богатырь, очень известный в республике. Он может поднять любую тяжесть, забить гвозди рукой, сдвинуть машину. И вот эту удалецкую мощь Супер Таус решила направить на пользу искусству. Вместе они вот таким образом, вручную, начали делать необычные скульптуры, металлические объекты собственного кустарного изготовления, которые установили в разных уголках Дагестана и Чечни. Они находятся на въезде в Кизилюрт, в Матлас. Есть еще те, которые установили в честь Грозного или, например, футбольного клуба Анжи. Так выглядят эти этнические арт объекты. В общем, это очень круто, что такие акции и художники получают призы. Значит, надежда есть. Кстати, у премии Кандинского, несмотря на трудности в экономике, до сих пор существенная денежная часть приза. За главный дают 1800000 рублей, а в номинации «Молодой художник» супергерой из Дагестана получил 450000. Достойная поддержка современного искусства.

Фото: сайт премии Кандинского