Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Две лучшие выставки выходных: принуждение к восприятию и Дед Кокос в подарок
Денис Катаев о «Взгляде» в Пушкинском и «Открытках от художников» в АРТ4.RU
Читать
14:17
0 3576

Две лучшие выставки выходных: принуждение к восприятию и Дед Кокос в подарок

— Искусственный отбор
Денис Катаев о «Взгляде» в Пушкинском и «Открытках от художников» в АРТ4.RU

В Пушкинском музее открылись две выставки: в Отделе личных коллекций показывают грузинский авангард, а в главном здании появилось новое передовое искусство среди работ старых мастеров. Тем временем, в музее АРТ4.RU российские художники уже начали праздновать новый год. Денис Катаев рассказывает об этих экспозициях, которые стоит посетить на выходных.

Не успели отгреметь страсти вокруг Яна Фабра, который внедрил свое искусство в святая святых — Эрмитаж —, как Пушкинский музей тоже решился на эксперимент с новыми формами. В пространство классического музея, рядом с шедеврами старых мастеров, внедрили необычные видеоинсталляции. Такой сайнс-арт затеяла важный российский концептуальный художник Ирина Нахова, которая представляла Россию на прошлой Венецианской биеннале современного искусства. Ее вторжение получилось намного аккуратнее и деликатнее, чем у того же Фабра. Здесь всего семь плазменных экранов, развешанных по разным залам музея. Правда, неподготовленный зритель наверняка тоже удивится их присутствию, может недоумевать: а что здесь делают эти мутные экраны, которые постоянно меняются? Но здесь важно всмотреться и оглядеться. Ведь именно с восприятием живописи Нахова и работает в этом проекте. Потому сами картины, находящиеся в коллекции Пушкинского, здесь не то что пытаются как-то оттенить и задвинуть с помощью новых технологий, а наоборот, классическое искусство как раз и подчеркивают в этих видеоработах.

Так что в какой-то степени это образовательный и просветительский проект для тех самых современных зрителей, которые сегодня ходят в музеи и воспринимают живопись каждый по-своему. Кто то у одной картины может провести час, другие просто, скорее всего, пробегут по залам за 10 минут, как герои фильма Годара. Для многих живопись — это что-то далекое, даже инопланетное, а потому мало интересное, и вот такой взгляд Нахова и пытается как может на этих экранах перебороть. Она действительно высвечивает живопись, действует как Троянский конь в отношении праздной публики. Она фактически принуждает к всматриванию в искусство. Но это не аттракцион, не пошлые ожившие полотна, ни в коем случае, это тоже ювелирная и, конечно, концептуальная работа, которая требует определенного умственного напряжения, от чего тоже в нашем мире селфи и stories постепенно отвыкли. Все очень быстро, все поверхностно. А здесь, наоборот, есть возможность увидеть детально каждый кусочек легендарных полотен.

Нахова взяла и поработала с хитами — здесь «Портрет старой женщины» Рембрандта, «Грехопадение» Лукаса Кранаха Старшего, а еще — «Портрет Адриана Стевенса» ван Дейка и другие картины. И вот с помощью модной технологии 4K она приближает к нам искусство. Из темноты и размытости с помощью световых ходов проступают разные детали полотен, по той же траектории, как обычно скользит наш взгляд на картину. Это взгляд зрителя, это взгляд художника, который позволяет показать то, что скрыто при обычном посещении музея, позволяет выстроить все-таки композицию целиком. Получается такой подробный ликбез. Но и это еще не все: помимо фактически рентгеновского просмотра шедевров, Нахова интегрировала в эти работы и лица зрителей, которые на них смотрят. Например, вместо лица старой женщины Рембрандта может появится лцо какого-то мужчины, все это придуманные персонажи, о которых можно прочитать на экспликациях, каждому придумали свою историю. Но это уже чисто концептуальный ход, так художник окончательно связывает искусство и его реципиентов. Это ироничный ход, чтобы, опять же, не заходились в спорах о классике. На самом деле, все это просто освежает наше восприятие живописи, актуализирует его. И вот парадокс: с помощью таких навороченных модных технологий Нахова возвращает ощущение живописи как рукотворного мастерства, возрождает интерес к нему. Вот такая получается эпоха Возрождения от Наховой с помощью видео. Тот случай, когда новое не затмевает а старое, а, наоборот, его поддерживает.

Так что приходите в Пушкинский, берите карту и совершите это интерактивное путешествие. Полезно будет пойти туда с детьми. А потом сразу отправляйтесь в музей АРТ4.RU, где российские художники объединились, чтобы всех поздравить с новым годом.

Это уже традиционный предновогодний проект галериста Веры Погодиной «Открытки от художников». Каждый год на протяжении уже почти 10 лет современные отечественные мастера создают свои эксклюзивные новогодние работы специально для этой экспозиции. Новый год они, конечно, понимают каждый по-своему, специфически. Но это точно весело. Кто-то с политическими лозунгами и Путиным, кто-то как-то уж очень радикально и совсем непразднично, но что делать, если времена такие. Кто-то с матерком и задором, а кто-то вспоминая свои акции, как Олег Кулик. Есть еще и те, кто показывает свои гениталии, как Данила Поляков, а кто-то устраивая перформансы прямо в зале, то есть представляя ожившие открытки, как это делали Герман Виноградов и Андрей Кузькин. Последний прямо в зале рисовал открытки всем, кто его об этом попросит, главное было предоставить какую то личную вещь, из которой он и делал свой авторский коллаж. Так что была такая уникальная возможность получить работу современного искусства совершенно бесплатно. А так все эти работы, конечно, можно купить, и правда подарить. Цены вполне подъемные — до тысячи евро. А внутри — известные имена, помимо выше озвученных, это Айдан Салахова, Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Игорь Макаревич и Елена Елагина, Ирина Корина, Ольга Солдатова и другие. Для меня экскурсию по самым эффектным открыткам провела Вера Погодина, хозяйка проекта.

Так что идите в Пушкинский за новым взглядом, а в АРТ4.RU — за новогодним настроением.

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века