Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Что смотреть на длинных выходных: мистическая сказка Алисы Хазановой, фильм-выставка про Дэвида Боуи и мультики Миядзаки
Читать
07:30
0 9205

Что смотреть на длинных выходных: мистическая сказка Алисы Хазановой, фильм-выставка про Дэвида Боуи и мультики Миядзаки

— Искусственный отбор

Впереди — длинный уикенд. Денис Катаев составил чарт премьер и ретроспектив этой недели, на которые точно стоит сходить. 

Главная премьера недели — фильм «Осколки» Алисы Хазановой. Самый нерусский русский фильм последнего времени. Смелый экспериментальный дебют актрисы, полностью снятый в Америке с американскими актерами и на английском языке. Хазанова уже устала отвечать на вопрос, почему же замахнулась на такой иностранный проект. Ответ прост: потому что может и хочет. Та история, которую она придумала вместе со своим американском соавтором Майклом Куписком, просто не ложилась на наши реалии. Диалоги и modus vivendi, которые они прописали, совсем не вписывались в картину русской жизни. Место действия — отель и ресторан, это иная реальность, как будто другая планета, так у нас не живут и не думают. Потому и выбрали далекий и кинематографичный Нью-Йорк. А еще на стадии замысла в референсах маячили опять же иностранные классики: то ли Линч, то ли Кассаветис, то ли Ален Рене со своим «В прошлом году в Мариенбаде». Вот и здесь фактически та же история про параллельные миры, про вечный вопрос «а можно ли было прожить жить свою жизнь по-другому», можно ли остановиться и выбрать другую судьбу для себя.

Главные герои — внешне благополучная семейная пара, явно уставшая друг от друга, от банальности бытия, запутавшаяся в бытовухе, у которых вся жизнь проходит между деловыми встречами мужа, выбором между одинаковыми галстуками опять же для него и ссорами из-за курения в машине. Они перестали слышать друг друга. Это их бокал дал трещину. Отсюда и «Осколки», и калейдоскоп безвременья, который вдруг возникает в голове у главной героини. А ведь все могло быть иначе. Тут-то для нее, как в сказке, открываются новые возможности и волшебные миры. Ее однообразное существование разбавляет обольстительный незнакомец, который тоже вроде бы призван вырвать из этой порочной цикличности. Хазанова все время играет с дежа-вю, герои говорят об этом прямо, а зритель под воздействием этого сеанса киногипноза погружается в это состояние сам, его и уговаривать не надо. В итоге по полной развиваются клаустрофобия и головокружение.

 

«Осколки» Хазановой — это метафизическая сказка в линчевском лесу. Ведь ее отель — это фактически тот же черный вигвам. А на самом деле, как говорит сама режиссер, это и есть наш мозг, в котором и разворачиваются события, в том числе и этого фильма. Все эти бесконечные неоновые комнаты, коридоры, залы и подсобные помещения — это наши извилины и лабиринты. Мозг и есть то самое мистическое пространство, которое гоняет нас по кругу наших дурных воспоминаний и не дает вырваться. Потому важно иногда освободиться и спрыгнуть с этой адской карусели и быть может исчезнуть и раствориться в себе, что и делает главная героиня фильма «Осколки». Если все трещит по швам — можно смело провалиться в кроличью нору. Каким и стал этот тихий, тонкий, холодный, но при этом дерзкий и ироничный дебют Хазановой. 

А тем временем в Москве проходит традиционный фестиваль «Нового британского кино». Среди документальных хитов обязательно сходите на этот — David Bowie is. Это фильм-выставка, который подробно расскажет о легендарной экспозиции в музее Виктории и Альберта в Лондоне, которая открылась в 2013-м еще при жизни музыканта. На ней представили более 300 экспонатов из его личный архивов. Это был такой аттракцион, лабиринт к юбилею. Все, что произошло с артистом за полвека. Но главное — музыка, которая всех связала. Как известно, Боуи был не не только музыкантом, еще актером, художником, фотографом. Так вот помимо музыки в экспозиции были рукописи, альбомы, фотографии, фильмы и концертные костюмы. Примеры его сотрудничества с художниками и дизайнерами в области моды, звука, графики, театра, искусства и кино. Костюмы, первый саксофон, брелок для ключей с портретами кумиров, рукописные тексты песен и эскизы обложек, живописные полотна, написанные во время постнаркотической реабилитации. В общем, все грани. Неудивительно, что выставка стала хитом для музея, потом объездила весь мир. 

Следующий фильм из программы — про скульптора. На этот раз про Альберто Джакометти. Про него решил снять свое нежное кино известный американский режиссер Стэнли Туччи. За художника здесь Джеффри Раш. Он здесь работает в дуэте с Арми Хаммером. Если вдруг уже соскучились после Call me by your name. Место действия — Париж, те самые революционные 60-е. Джакометти знакомится с американским писателем и джентльменом Джеймсом Лордом, его взглядом мы и наблюдаем за жизнью гения. Состоятельный и привлекательный американец получает уникальное предложение — позировать для портрета. «Последний портрет» — фактически даже не байопик, а психологическая зарисовка о муках и душевных переживаниях любого талантливого человека. Тем более что скульптор в этой картине показан за два года до смерти. Потому и портрет — последний. И все страсти наружу. Джакометти находится в постоянном сомнении относительно собственных произведений. Чувства наружу, нервы оголены до предела. То есть это не привычный биографический фильм, куда пытаются впихнуть всю жизнь в два часа экранного времени. Помимо этого здесь много удачных технических приемов, например, на съемках Туччи использовал только подвижные камеры, позволяющие моделировать пространство вокруг персонажей Джеффри Раша и Арми Хаммера. Так что это еще и удивительно воздушное, если не сказать — витальное кино. 

А еще в Москве в эти дни незаметно проходит ретроспектива культового японского Хаяо Миядзаки в рамках фестиваля искусств «Большая перемена». Вот куда с детьми идти надо. Показывают хиты классика «Мой сосед Тоторо», «Ходячий замок». Или вот, например, этот — «Унесенные призраками». Историю про то, как отважная Тихиро сражается с призраками, например, можно посмотреть в ближайшие дни в кинотеатре Каро в Артиуме. 

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века