Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Абсурдная фантасмагория про любовь и смерть: режиссерский дебют Ренаты Литвиновой в МХТ им. Чехова
Читать
10:32
0 9162

Абсурдная фантасмагория про любовь и смерть: режиссерский дебют Ренаты Литвиновой в МХТ им. Чехова

— Искусственный отбор

В Московском художественном театре Чехова скандальная премьера. Рената Литвинова представила на малой сцене свой режиссерский дебют по пьесе собственного сочинения — спектакль «Северный ветер». Тот самый, билеты на который еще в мае раскупили спекулянты. О том, что получилось совершить с помощью композитора Земфиры и художника по костюмам Гоши Рубчинского, рассказал Денис Катаев.

Рената Литвинова добавила в размеренную жизнь МХТ немного абсурда, фантасмагории и отчаяния. «Северный ветер» — это удивительно тонкий, наивный и даже при всей своей радикальности минималистичный спектакль. В двухчасовом действии упакована эпохальная история одной семьи, фактически сага о Форсайтах или Будденброках. Вообще пьеса у Ренаты получилась в лучших традициях большой литературы и великих романов, в стилистике belle epoque.

Итак, вечный новый год, семья собирается за столом. Внутри каждого застолья — тосты, признания и скандалы, за которыми скрывается трагедия одного из родственников. Сын Бенедикт влюбляется в стюардессу Фанни. Но уже через год он встречается с ее сестрой — Фаиной, потому что Фанни погибла в авиакатастрофе.

Но вот же удивительное дело: все женщины в этой семье похожи друг друга. И такой круговорот повторяется почти с каждым. Это линейное время беспощадно уничтожает надежду на спасение и исцеление. Зато смерть всегда где-то рядом, буквально за углом, в отличие от любви.

Все герои у Ренаты Литвиновой какие-то недолюбленные, все они страдают и ждут ту или того самого единственного, нежного. И ничего, что такое состояние может растянуться на всю жизнь и продлиться полвека, ведь любовь и есть главный ее смысл. Потому смерть чувствует слабого, когда уходит надежда. Смерть и любовь потому всегда идут рука об руку.

Об этом и этот спектакль Литвиновой, которому в качестве эпиграфа можно подобрать заглавие книги Чингиза Айтматова «И дольше века длиться день». Или знаменитое толстовское — «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». На самом деле здесь у Ренаты все-таки больше несчастливых, тех, кто всю жизнь ждет любовь, но не получает ответа. Так в тотальной нелюбви и проходит их жизнь, такая похожая.

Разнообразие вносит только тот самый северный ветер, ветер перемен, который, к сожалению, так и остается лишь новогодним чудом и грезой, ведь после все опять пойдет не так. В своем спектакле о любви Ренате Литвиновой удалось сделать невозможное: соединить в хорошем смысле олдскульную начинку с интеллектуальной иронией и стебом с хорошим вкусом. Сказочное воображение Ренаты удачно ложится на минималистичную музыку Земфиры в стиле Арво Пярта, Гоша Рубчинкий тоже добавляет флера своей неброской одеждой, но при этом создающей правильную атмосферу опять же классического романа. Так и выходит маленькое чудо. От Ренаты ждали провокации, а получился искренний крик. А в ответ — тишина. И снова все останутся одни.

«Мы сделали  спектакль о Севере,  смерти и любви – каждый о своей». Так объяснила свою задумку Рената Литвинова. На самом деле каждый может узнать в нем себя и свои переживания.

Земфира — полноценный соавтор Ренаты Литвиновой. Ее саундтрек отвечает за ту самую фантасмасогоричную атмосферу. Она записала одну из арий вместе с оперной исполнительницей Хиблой Гирзмавой. Над саундтреком также работал Роман Литвинов, известный публике под псевдонимом Mujuice.

В спектакле заняты любимые актеры Ренаты Литвиновой, которые пришли на сцену МХТ из ее кино. Это и Любовь Инжиневская, и Софья Эрнст. Оно и понятно, ведь, кажется, они заряжают друг друга своей безумной энергетикой.

Фото: IG / renatalitvinovaofficiall

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века