Каналы в Telegram: почему их все создают и на кого стоит подписаться.

Объясняем новый тренд в медиа
Новости
17:30, 2 февраля
27 622
2
Поделиться

В сентябре 2015 года в мессенджере Павла Дурова Telegram появились «каналы» — чаты, позволяющие отправлять сообщения неограниченному числу подписчиков. Канал в телеграме представляет собой что-то среднее между новостной лентой и блогом на определенную тему. Особенность телеграма в том, что автор не получает никакой обратной связи, кроме количества просмотров одного сообщения: подписчики не могут комментировать и оценивать записи. Каналы в телеграме пока только набирают популярность, но в русскоязычном сегменте их пока не так много. Дождь попросил экспертов объяснить, откуда взялся тренд на каналы в мессенджере, и выбрал те, на которые стоит подписаться. 

Каналы в Telegram как новый тренд  

Рост популярности каналов в телеграме абсолютно логичен, считает Григорий Асмолов, докторант факультета медиа и коммуникаций Лондонской школы экономики, выделяя несколько ключевых причин этого роста. В отличие от социальных сетей, где информация часто «тонет» в дискуссиях вокруг этой информации, что усложняет поиск первоисточника, каналы изолированы от общего информационного шума. Асмолов также выделяет то, что конкретный канал ассоциируется с конкретным медиа или персоной, которая его ведет, что потенциально повышает уровень доверия к источнику. 

Кроме того, каналы в телеграме позволяют удачно сочетать в одном потоке персональную коммуникацию и новости, что, в социальных сетях, по мнению Асмолова, приводит к какофонии. В отличие от соцсетей с их непрозрачными алгоритмами настройки ленты, в приложениях типа Telegram пользователь сам контролирует информационные потоки: если он подписан на какой-то канал, он обязательно получит от него все обновления. 

В свою очередь, медиааналитик Василий Гатов не считает популярность публичных страниц в телеграме обусловленной какими-либо трендами, кроме того, что источники контента как и всегда хотят любыми способами доставить его до потребителя и используют востребованные платформы. А сейчас мессенджеры — это как раз та среда, где пользователи, особенно молодые и мобильные постоянно проводят время. Исследования показывают, что многие пользователи проверяют телефон на предмет обновлений каждые несколько минут, а подобные каналы обеспечивают постоянный поток новостей и сообщений. Более того, в мессенджерах встроенные push-уведомления не раздражают подписчиков, а, наоборот, по словам Гатова, «являются основным принципом коммуникации».

Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теорий коммуникации факультета журналистики МГУ, полагает, что популярность телеграма как мессенджера и как приложения с публичными страницами во многом обусловлена идеологией компании: люди, создавая каналы, могут быть уверены, что платформа будет их бесплатно поддерживать. Согласно политике Telegram, их данные останутся в секрете, к тому же компания не связана законами определенной страны, как, например, Facebook.

Эксперты сходятся в том, что телеграм сам по себе становится модной платформой. «Целый ряд событий продолжает привлекать внимание к телеграму, делая его не только средством коммуникации и источником новостей, но и новостью, что поддерживает интерес и желание производителей контента завоевать аудиторию пользователей мессенджера», — говорит Григорий Асмолов. Такого же мнения придерживается и Иван Засурский, отмечая, что у тех, кто создает свои каналы «есть соблазн стать популярным в новом и пока плохо распробованном индустрией сервисе».

В то же время, несмотря на рост российского сегмента телеграма, даже самые популярные каналы — немногочисленны, в отличие от, к примеру, паблик-чатов в Viber, где есть свои аккаунты у многих брендов, СМИ и знаменитостей. Так, число подписчиков паблик-чата российской версии журнала Esquire в Viber — 16,6 тысяч, у РБК — 20,1 тысяч против в среднем трех тысяч у каналов СМИ в телеграме.

Юрий Синодов, IT-журналист, основатель сайта Roem.ru, полагает, что среди подписчиков публичных страниц телеграма — большинство — «интернет-фанаты», в то время как массовая аудитория пользуется другими мессенджерами, «которые в России больше на виду» — WhatsApp и Viber.

Еще одно отличие телеграма от социальных сетей и каналов в других мессенджерах — отсутствие возможности у подписчика прокомментировать и оценить запись. При этом Юрий Синодов, автор популярного канала в телеграме, утверждает, что отсутствие обратной связи — это видимость, поскольку она есть, но она непубличная. «Любой пост вызывает в личные сообщения до 10 человек, которым есть что сказать по теме и интересно со мной обсудить — в результате у всех увеличивается сумма знаний, я их время от времени публикую», — рассказывает журналист, отмечая, что для тех людей, чья аудитория — люди, работающие в Интернете, телеграм — идеальная платформа для канала.

На кого стоит подписаться

1. Каналы в Telegram российских медиа

Одни за одним свои каналы в телеграме заводят российские СМИ. Большинство изданий предлагает подписчикам несколько (чаще два) каналов и несколько видов рассылок, отличающихся тем, какие материалы и как часто хотят получать подписчики. Таким образом, можно быть в курсе всего самого важного, просто подписавшись на рассылки в мессенджере и не заходя на новостные сайты и в соцсети.

Slon.ru 

Два вида рассылки есть у делового издания Slon.ru: Slon Magazine — ежедневный утренний выпуск и лучшее за неделю и Slon Breaking News — подписчикам приходят уведомления только о срочных новостях.

Дождь

Примерно одновременно со Slon.ru, канал в телеграме появился у телеканала Дождь: можно так же подписаться на одну или несколько видов рассылок. Утренняя — каждый день (в 9 утра в будни и в в 11 — в выходные) Дождь присылает подборку главных новостей и желает доброго утра, еженедельную — по субботам подписчикам приходит дайджест самого главного за неделю. Есть несколько типов рассылки для тех, кто хочет быть в курсе всех новостей: только срочные, 3-5 самых главных новостей и вообще все новости (до 70 в день). ​

Meduza

Канал с самыми важными новостями есть и у сайта Meduza. Тем, кому хочется получать рассылку раз в день, стоит подписаться на канал «Вечерняя Медуза»: каждый вечер подписчикам приходит рассказ о произошедшем за день в мире со ссылками на сайт издания, если хочется только «легких» новостей без политики, можно подписаться на «Шапито». 

Русская служба «Би-би-си»

Есть свой канал у русской службы «Би-би-си»: примерно по 2-3 сообщения ежедневно с подборкой главных новостей на момент. 

TJournal

Портал TJournal пишет в телеграме часто — около 20 раз в день, зато обо всем и одной строкой. Самые главные и срочные новости — здесь же.

Последние 30

В телеграм-канале проекта «Последние 30», исследующем постсоветское общество, удобно следить за новостями проекта и получать от его авторов интересные и полезные ссылки. 

Интересные статьи

«Интересные статьи» — один из самых полезных каналов для тех, кто в течение дня не успевает следить за всеми СМИ: каждый вечер Михаил Кафанов, сооснователь SMM-агентства «Мохнатый Сыр», отправляет подписчикам дайджест из самых интересных материалов и лонгридов, вышедших за день в российских СМИ.

The Village

1 февраля публичные страницы в мессенджере появились у городской газеты The Village — одна для срочных новостей и для больших ​материалов о городской среде, урбанистике, культуре. 

2. Тематические каналы в Telegram 

Технологии и Интернет

Больше всего в русскоязычном Telegram пабликов, посвященных IT-технологиям и развитию Интернета. Самые интересные из них — блог о технологиях директора по маркетингу «Яндекса» — Techsparks и Интернет-аналитика, публикующий обновляемую информацию о новых исследованиях различных интернет-рынков.

Поп-культура, музыка, фильмы и город

О поп-культуре, науке, технологиях и всем, что интересно ему самому, пишет Гриша Пророков, бывший редактор Look at me и создатель подкаста Blitz and Chips, о музыке — музыкальный критик Олег Соболев, о кино и сериалах — журналист Гоша Биргер, о городе и том, что окружает его самого, рассказывает в своем канале главный редактор The Village Юрий Болотов.

Автор: Соня Гройсман

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.